Выставка современного искусства. Взгляд неискусствоведа

О вопросах художникам, лайфхаках для неленивых, 88% загрузки и взглядах с потолка. Впечатления самого обычного посетителя выставки.


Авторы пишут так, как душе угодно. Редакция оставляет за собой право вносить лишь мелкие корректировки. Автор: Виктория Абдурахимова.

 

Ходить по выставкам современного искусства простым смертным очень опасно: риск, что в раме явится фига, велик чрезвычайно, а на поддержку со стороны рассчитывать не приходится – все всё видят или делают вид, но никогда в этом не признаются, потому что стыдно за себя непутёвого.

Мне – нет. Возможно, в этом виновато отсутствие какого-либо художественного образования, не считая уроков изобразительного искусства в школах эстетического воспитания и общеобразовательной. Или заложенные звёздами при рождении склонность к критицизму и немножко занудства, когда дело касается поиска смысла. Просто помните об этом, когда решите обидеться на нижеизложенное или швырнуть в автора тапком.

Вопросы без ответов

Выставка современного искусства в Ташкенте – это всегда кот в мешке. Зачастую нескладный, но родной, поэтому людей в день открытия всегда много. Тот вечер в Центральном выставочном зале Академии художеств не стал исключением. Второй этаж гудит, но всё больше о себе да о делах.

Экспонаты изучаются по большей части молча и сильно вдумчиво. Поживее процесс происходит у тех инсталляций, что удачно вписываются в квадрат Инстаграм.

Что скрывается за молчанием? По большей части недоуменный вопрос «Зачем?», адресованный художнику или автору инсталляции. Отвечать на него творческие натуры не любят – куда проще намекнуть зрителю на узость сознания и душевную косность. Помню, как после просьбы, адресованной известному узбекистанскому фотографу, объяснить, в чём заключалась художественная ценность выставленного снимка, обнаружила себя не только исключенной из друзей, но и забаненной на веки вечные. Удар оказался не смертельным, но осадочек от нежелания автора идти на диалог со зрителем остался.

vystavka-sovremennogo-iskusstva-vzglyad-neiskusstvoveda

Для кого пишем?

 «А как же аннотации к экспонатам?» — наверняка возмутится читатель из Лиги справедливости. Не работают. Не проливают свет в неподготовленные души, потому что хуже них может быть только инструкция по применению лекарственного препарата, написанная от руки на латыни.

Абстрактные прилагательные, термины, штампы – складывается ощущение, что на выставки ходят только академики академий и каких-нибудь НИИ.

Если форма аннотаций не является особо важным постулатом, нарушение которого спровоцирует парад планет в обратном порядке, то, кажется, пришло время в ней что-то менять.

О чем это?

Содержание выставки тоже заставило задуматься о необходимости перемен в плане подготовки и организации таких проектов. Лайфхак «Просто добавь икат» не опробовал только ленивый. Нужен экспонат про слияние Востока и Запада, перекрёсток культур, переплетение традиций? Нанеси традиционный орнамент на казан или больничную утку, вышей золотой нитью профиль Супермена на бухарском ковре. Прикольно? Пожалуй. Искусство? Сомневаюсь.

vystavka-sovremennogo-iskusstva-vzglyad-neiskusstvoveda

Из выставки в выставку переходят приемы построения фотоэкспозиций на цветовых и смысловых контрастах. Особенно удручает качество печати, которое, по всей видимости, зависит от возможностей и доли везения самих авторов.

Инсталляции, не отличающиеся особой глубиной и действительно интересными ракурсами глобальных тем, видео-арт и перфомансы с претензией на оригинальность на входе и сумбуром на выходе. Мрачность ещё можно простить, потому что на дворе осень и отнюдь не эпоха Возрождения, а вот представление зрителям работы с уровнем загрузки 88% – вряд ли.

На десерт

Есть на выставке современного искусства проект, который стоит увидеть. Это фотоэкспозиция, расположенная на первом этаже, если быть точнее, на потолке – десятки сверлящих глаз позволяют почти физически ощутить на себе давление чужого мнения.

vystavka-sovremennogo-iskusstva-vzglyad-neiskusstvoveda

 

ИНФО. 8 октября 2016 года сразу на трех столичных экспозиционных площадках — в Центральном выставочном зале, Ташкентском доме фотографии и Международном караван-сарае культуры имени Икуо Хираямы открылась Международная выставка современного искусства.  

Организатор проекта – Академия художеств Узбекистана при поддержке Турецкого агентства по международному сотрудничеству и координации (TIKA), Abdakulova Gallery, фонда «Олтин мерос» и ряда других компаний и организаций.
В Центральном выставочном зале представлены работы более 50 узбекских и зарубежных художников, в том числе из Китая, Палестины, Марокко, Туниса, Украины, Казахстана, Молдовы.

Экспозиция открыта до 23 октября.

 

Текст: Виктория Абдурахимова

Фото: Умар Курбанов