О работе токарем, пользе ненормативной лексики, бесконечных сомнениях, недостатках киноиндустрии и мечте сыграть Чингисхана.


В рубрике #VOXPOPULI («Глас народа») наши читатели задают приглашенному гостю интересующие их вопросы. Имя гостя, требования к вопросам и сроки, до которых они принимаются, публикуются заблаговременно на нашей странице в Facebook.

Первым гостем рубрики была киноактриса Шахзода Матчанова.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

ИНФО. Сейдулла Молдаханов – актер театра и кино. Заслуженный артист Республики Узбекистан (2003). Родился в Ташкенте в 1958 году. Выпускник ВГИКа (мастерская проф. Б.Чиркова).

На международном фестивале актёров кино «Созвездие» (г. Тверь) получил диплом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» (декабрь 2006 г.). В июне 2009 года стал лауреатом Премии «Ильхом» им.Марка Вайля в номинации «Приз зрительских симпатий». Работает педагогом, в том и числе и приглашённым, в театрах Узбекистана и Казахстана. Член союза кинодеятелей Республики Узбекистан и Гильдии актеров кино России.

Начало

В 17 лет я кругом провалился и пошел работать на завод. Так началась моя актерская карьера.

Серьезно. Провалился на вступительных в ГИТИС, в Институт культуры, в энном количестве различных студий при театрах и с 1 сентября 1975 года пошел учеником токаря на завод. Там я увидел объявление о наборе в агитбригаду и познакомился со своим первым в жизни педагогом по актерскому мастерству Михаилом Альтманом.

Первые в моей жизни гастроли были на БАМ с той самой агитбригадой.

С третьей попытки я поступил в Ташкентский институт культуры на режиссерский факультет. Хотя мечтал быть актером.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

Иногда стоит всех послать. На втором туре вступительного экзамена во ВГИК меня не стали слушать. Председатель комиссии, узбекский режиссер Учкун Назаров сказал: «Продолжайте-ка учиться в Институте культуры, из вас получится хороший режиссер». Я тогда вышел, хлопнув дверью, и крепко выматерился в коридоре. Но не ушел, решил дождаться окончания второго тура. И вдруг мне объявляют, что я прошел с оценкой «4». Только года через два, уже учась во ВГИКе, я узнал, что один из присутствовавших на экзамене педагогов, Ардов Борис Викторович (отец известной сейчас актрисы Анны Ардовой), услышав мою ругань за дверью, повернулся тогда к комиссии, в составе которой было очень много известных узбекских кинодеятелей, и сказал: «Слышите?! Из таких людей и получаются актеры».

О профессии

Все актеры во всем мире одинаковые. Все журналисты одинаковые. Все фотографы. Собери 10 фотографов с разных стран в одной комнате, они все друг друга поймут. Все дело в профессиональном мышлении, оно создает общность. Я вот с американским актером всегда найду общий язык, а американский актер с русским водителем не найдут.
Актерский профессионализм – это… Не знаю, писалось ли об этом где-то раньше, но великолепные узбекские актеры Шукур Бурханов и Гани Агзамов [исполнившие главные роли в фильме «Роща памяти»] были в ссоре и не разговаривали много лет. А в кадре это были двое лучших друзей, по-настоящему близких. Понятно, что я имею в виду?

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

Сомнения, мне кажется, вообще специфика профессии актера. Я, например, каждый день задаю себе этот вопрос: я своим делом занимаюсь или чье-то чужое место занял?

У нормального человека «самый ответственный экзамен в жизни» бывает всего несколько раз: в школе, в институте, ну, может, еще раз-другой. А у актера каждый спектакль, каждый дубль так. Идешь и трясешься: сдам или не сдам. Но и удовлетворения, мне кажется, от этой профессии ты получаешь куда больше.

Сейчас все хотят быть известными, популярными. Как мне кажется, из-за этого случился какой-то переизбыток актеров, перенасыщение. В Москве особенно.

Бывает водитель-ас, а бывает просто шофер. Так в любой профессии, в том числе и актерской. Только плохой шофер все равно сможет найти работу, а вот плохой актер — вряд ли.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

С.М.: Мне кажется, это чересчур. Не считаю нужным, если человек играет алкоголика или бомжа, начинать пить или спать на улице. Зачем? Чтоб проверить на своей шкуре?

Это же тот самый извечный спор Станиславского и Михаила Чехова. Где первый говорил: «Надо все прожить!», а второй возражал: «Нет, все можно нафантазировать». Вот на мой вкус, лучше нафантазировать.

О кино

На мою первую главную роль в кино в фильме «Роща памяти» меня утвердил Учкун Назаров – тот самый режиссер, что чуть не отправил меня восвояси учиться режиссуре в Институте культуры.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

С.М.: Конечно. Это моя первая роль в кино. Я очень волновался. Это же был просто шок для молодого актера попасть в кино, где одни звезды. Шукур Бурханов, Хамза Умаров, Гани Агзамов, Руслан Юлдашев, Тути Юсупова — целый ансамбль мэтров. До сих пор, как вспомню, колотит. Я играю парня, который хочет уйти на фронт, но ему не хватает двух месяцев до 18 лет. И там есть сцена, где меня военком выгоняет из военкомата, говорит: «Придешь через 2 месяца». Военкома играл Хамза Умаров. А я знал, что он воевал. И вот, в перерыве между съемками, я его спрашиваю: «Хамза-ака, а Вы сами во сколько на фронт ушли?» «В 16 лет добровольцем». То есть сам в шестнадцать ушел, а играет человека, который почти 18-летнего парня не пускает! Это я и называю перевоплощением.  А вот еще интересный факт. Копия сценария для Шукура Бурханова была на узбекском языке и написана от руки арабской вязью.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

Кино стало много. Очень много. Я, честно говоря, не понимаю, как критики и кинолюбы успевают все это смотреть.

Когда кино так много, не может быть, чтоб оно все было хорошим. Поэтому есть слабенькое кино, есть смотрибельное, есть хорошее, а есть и никому не нужное.

10-минутное кино. Вот что сейчас становится очень популярным.

Номинации «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль» и тому подобные — это для нас, актеров. Чтобы мы знали, на кого нам нужно смотреть.

У киноиндустрии есть такой недостаток — все расписано по типажам. Записали тебя в злодеи, будешь всю жизнь играть злодеев. Мне это так не нравится, мне хочется быть разным.

Если Такеши Китано будет играть узбека – это будет как? Скорее всего, нам будет смешно. И вот, наверное, когда я играю японца, смеются японцы, когда китайца — китайцы, когда чукчу, то они собираются и смеются надо мной. Но мне нравится все время играть разное. Это же намного лучше, чем играть одно и то же.

Если смотрите российские сериалы, то замечали, наверное, что речь некоторых артистов совершенно не разобрать. Дело в том, что сейчас звук пишут напрямую, цепляют на вас микрофон, прикрывают и все — играй. Переозвучивать вас никто не будет, это же дополнительные затраты. Вот тут-то и понимаешь, насколько важна правильно поставленная речь и хорошая дикция.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

В России последнее время мода такая появилась: берут очень известную медийную звезду, платят ей/ему бешеные деньги, а все остальное уже не важно. Это же плохо. Это же видно всегда. Даже моя 77-летняя мама спрашивает: «Саш, а почему такие плохие актеры снимаются, на них же смотреть даже неинтересно?» Деньги экономят, мама.

Иногда попадается плохое кино. Просто из рук вон какое плохое. Я смотрю его до конца и не перестаю удивляться: как так можно было вообще? Человеку дали средства, время. И такой безобразный сценарий, плохо играющие артисты… Но я стараюсь меньше об этом думать, меньше смотреть. Я просто хочу работать и делать свою работу честно и хорошо.

Я вот не знаю, «Аватар» — это игровое кино или анимационное?

Однажды я снялся в компьютерной игре. С меня срисовали образ для какого-то персонажа. Я сам не играю, так что даже не знаю, что там вышло в итоге.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

С.М.: Это правда, современные технологии в какой-то степени вытесняют актерское мастерство. Раньше была такая шутка у актеров: «Чем занят? — В мультфильме снимаюсь». А сейчас, мне кажется, никто из нас и не улыбнется, не подумает, что это шутка. Теперь это реалии профессии. Но я спокоен. Я знаю, что все кино таким не будет. Отдельные картины, отдельные эпизоды. Кроме того, это нужно, технологии делают кино более смотрибельным, более эффектным.

О театре

Лишь проработав в театре «Ильхом» 30 лет, я стал понимать, насколько сложное это дело — театр.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

Театр—это живой организм. И как у всего живого, у него есть периоды подъема и спада.

Современный театр становится ремесленным занятием. Сейчас актер прибегает в театр, быстренько отыграет и убегает. На заработки, на съемки сериала. Получает ли он на ТВ больше удовольствия? Вряд ли. Зато получает больше денег. Но он перестает получать удовольствие и от театра. От этого падает общий уровень. С этим, однако, ничего пока не поделаешь, время такое. Когда я учился, нам говорили, вы не должны думать ни о чем, кроме театра, все остальное приложится. Сейчас же уже своим студентам я говорю: «Пришли в театр — работайте, но сразу учитесь зарабатывать деньги где-то еще, заканчивайте курсы парикмахеров, водителей, косметологов, массажистов, что-то, чтоб вы могли зарабатывать на жизнь и спокойно заниматься любимым делом». Не знаю, правильно это или нет, но по-другому сейчас очень сложно.

Главное в театре — это актер. Поэтому мне не нравится, что сейчас многие перебарщивают со спецэффектами: свет, мигание, дым там всякий, звуки какие-то. За ними зачастую не видно актера.

Темы в театре всегда одни и те же. Раньше играли Шекспира и сейчас играют Шекспира. Вот поставишь ты «Гамлета», и все равно он будет восприниматься, как современный спектакль. Темы-то там какие? Любовь, долг, предательство. Вне времени.

Мы все больше уважаем и ценим классику и не очень воспринимаем современную драматургию. Хотя я могу ошибаться. Многое зависит и от формата.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

Театр нужен всегда. В военное время, в мирное. Всегда.

По-моему, в Штатах нет репертуарных театров. Они поставили спектакль и играют его столько, сколько на него будет ходить публика. Некоторые мюзиклы, например, идут по 20 лет. И актер обязан это играть. 100-200 спектаклей подряд, по представлению или два в день. Одно и то же несколько лет. Может, им это не нравится. Мне, например, не понравилось. Мы когда на гастролях в Америке показывали «Белый-белый черный аист» 30 раз, у меня чуть крыша не поехала. А пройдет неделька, ты соскучишься по спектаклю, вот тогда и игра в удовольствие.

Я не ушел из театра. Я очень люблю наш театр. Но знаете, мне уже почти 58 лет, и когда-то надо начинать передавать свои роли.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

С.М.: Я решил, что буду актером еще в детстве. Когда был маленьким, по ТВ очень часто повторялся фильм «10 000 мальчиков» — про одного японского мальчика, который потерял родителей в результате ядерного удара по Хиросиме и Нагасаки. Потом он написал письмо в Советский союз и стал мешками получать ответы. И вот я захотел стать таким мальчиком. С тех пор и мечтал о кино. Уже значительно позже я стал понимать, что кино — это, прежде всего, работа. Любимых ролей много. Конечно, я выделяю для себя какие-то определенные, но говорить об этом не буду. Это ж что получится, что мои роли в других фильмах нелюбимые? А как к этому отнесутся их режиссеры? Тут я предпочитаю отвечать, как все актеры – лучшая роль у меня еще впереди.

О личном

Есть у меня мечта — сыграть Чингизхана. Еще не получилось, но то, что я играю сейчас, уже совсем близко.

Дом для меня — это поезд, самолет и гостиница. Получается так. А вообще дом там, где тебе хорошо.

Уже довольно давно живу на два города. Когда я в Москве, мне очень хочется сюда, а в Ташкенте я очень хочу в Москву.

Меня привлекают путешествия и общение с разными людьми. Согласитесь, это интереснее, чем сидеть на одном месте.

Мне нравятся Тарантино, Вуди Аллен и Джанник Файзиев.

Уважаю одержимых своим делом людей. Тех, кто ни у кого не берет денег, не просит финансирования у государства, а откладывает, копит и снимает только то, что хочет снимать.

Моя главная роль на сегодняшний день — это роль дедушки. Три месяца назад родился внук, я даже и не думал, что такие чувства проснутся во мне. Я дочь свою, наверное, минут пять в общей сложности в жизни таскал, а внука просто не отпускаю с рук.

voxpopuli-kino-sejdulla-moldaxanov

 

#VOXPOPULI. Кино. Сейдулла Молдаханов.

Текст: Камила Убайдуллаева

Фото: Сардор Алимов

В материале также использованы  архивные фотографии театра Марка Вайля «Ильхом».