О событиях и мероприятиях глазами наших авторов. Мы изначально не ставим ограничений в манере и форме изложения, считая важным лишь одно  — наличие собственного стиля. 


Об «Удивительном путешествии Кролика Эдварда» в «Ильхом» пишет наш автор Влад Кудинов.

«Ильхом» — площадка для экспериментов

Насколько мне известно, детские спектакли в репертуаре «Ильхома» — крайне редкое явление. И поэтому очень заинтересовала новость, о том, что театр вновь решился на этот непростой эксперимент. Таковым я его считаю, прежде всего, потому, что дети – это самый благодарный и в тоже время очень сложный зритель – их крайне непросто заставить поверить в реальность происходящего.

 http://redpen.uz/udivitelnoe-pu…rolika-edvarda ‎

Почти уверен, что необходимость в детском спектакле возникла не столько из-за коммерческих побуждений и простого желания эксперимента, хотя нельзя сбрасывать их со счетов окончательно, сколько из понимания, что своего зрителя надо «воспитывать» с самого раннего возраста. Театр много лет работал над созданием своего «круга» – он «растил» его несколько поколений. Можно сказать, что «случайных» зрителей в «Ильхоме» увидишь крайне редко. И в первую очередь это обусловлено своей, особенной философией, видением и традициями.

Что выбрано?

Для нового эксперимента с детской постановкой, к моему удивлению, была выбрана сказка Кейт ДиКамилло (весьма успешная американская детская писательница) «Удивительное путешествие Кролика Эдварда». Сразу надо сказать, что эта сказка находится в производстве у одной киностудии, и в ближайшем будущем мы ее увидим на больших экранах.

 http://redpen.uz/udivitelnoe-pu…rolika-edvarda ‎

Казалось бы, чему удивляться – популярный материал, а со временем и дополнительная реклама. Но! Я убежден, что не всех иностранных авторов и произведения можно без адаптации переносить на нашу сцену, тем более, если речь идет о детях. У нас культуры и ценности достаточно различаются, соответственно и наши дети сильно отличаются от своих американских сверстников – у них разное восприятие и понимание происходящего. Мы живем в разных мирах, и от этого выбор в сторону именно «Кролика Эдварда» кажется мне очень спорным.

Так вот, если вы рассчитываете увидеть традиционную сказку, на которую привыкли водить своих детей в ТЮЗ или кукольный театр, то сильно заблуждаетесь. Да, в любой истории есть борьба добра со злом и поучительная мораль – ведь  сказки для того и существуют, чтобы научиться с самого раннего возраста отличать хорошее от плохого, узнать жизнь с разных сторон. При этом в большинстве сказок действующие лица вымышленные (ведь на то она и сказка) и в ней должно присутствовать волшебство, которого так жаждут увидеть дети.

 http://redpen.uz/udivitelnoe-pu…rolika-edvarda ‎

А вот в «Кролике» с волшебством плохо. Нет, оно там есть, но, на мой взгляд, какое-то оно неволшебное. Его там просто не видно за остальными действующими лицами – бомжами, пьяницами, смертельно больными, подневольными работниками. Кого и чего там только нет! Со всем этим мы сталкиваемся в повседневной жизни чуть ли не каждый день, но вот должны ли дети видеть это еще и со сцены? Или можно было все то же самое показать в какой-то иносказательной форме?

Возвращаясь к размышлениям об «Ильхоме» как об экспериментальной площадке, задаешься вопросом: а не могли бы они взять какую-либо хорошо известную национальную сказку и «перепридумать» ее заново, сохранив заложенные ценности? Наверняка это был бы впечатляющий театральный эксперимент. Или же, первая сказка, которая пришла на ум – с очень схожим сюжетом (что даже задумываешься о плагиате американской писательницы), но более позитивная и, если хотите, сказочная – это «Приключение Голубой Стрелы» Джанни Родари.

 http://redpen.uz/udivitelnoe-pu…rolika-edvarda ‎

Что же в итоге?

Наш фарфоровый персонаж – кролик Эдвард, волею судьбы и из-за собственного эгоизма, постоянно оказывается в экстремальных ситуациях. Происходящие события, временные владельцы – все  оказывает влияние на преобразование героя, и в результате случается хеппи-энд. Если быть честным, то от накопившегося негатива за большую часть времени спектакля, насладиться этим самым счастливым концом не удалось. Все, что происходит на сцене в открытую бьет по зрителю, бьет прямо по эмоциям. За все время спектакля редко, когда хочется улыбнуться. Этому способствуют музыка, декорации и костюмы – все выдержано в черно-белых тонах. Да и сюжет тот еще… На мой взгляд, правильнее назвать эту сказку не «Удивительное путешествие», а «Мучительные испытания Кролика Эдварда». На самом деле, конечно, понятно, отчего автор использует всех этих нелицеприятных персонажей – они помогают сформироваться характеру нашего главного героя и максимально приближают события к реальной жизни. Но мы же говорим о сказке!

 http://redpen.uz/udivitelnoe-pu…rolika-edvarda ‎

На сайте театра написано, что пьеса рекомендована для зрителей старше 7 лет. Мне же кажется, что необходимо несколько поднять возрастную планку. Спектакль не получился детским – нет в нем радости, но и до взрослого он не дотягивает, хотя проблематика, затронутая в пьесе, намного ближе и понятнее более старшему зрителю.

Есть еще один вопрос. Заключается он в актерском составе. В данной постановке задействовано молодое поколение «ильхомовцев» – Руслан Ергашев, Юлия Плакида, Ян Добрынин, Владимир Юдин, Алексей Писцов, Юлия Усадова, Камилла Насырова, Изабелла Шаваева. К сожалению, должен сказать, что нет  актера, который держал бы на себе внимание, который бы «руководил» всем ансамблем. Но это все разрешится со временем, придет с опытом. Может и хорошо, что этим актерам пришлось вместе работать в детской постановке, без участия опытных наставников. Если послушать рассказы и ознакомиться с мемуарами известных артистов, именно работа в детских спектаклях помогает проявить новые стороны таланта и развиваться – ведь самые искренние оценки – это детские слезы и улыбки.

 http://redpen.uz/udivitelnoe-pu…rolika-edvarda ‎

Без попыток не будет и результата в будущем. Уверен, что опыт и мастерство Художественного руководителя Бориса Гафурова помогут вымостить дорожку к сердцам молодых посетителей театра, равно той, которую проложили еще 40 лет назад ко взрослому зрителю. А вот то, что детские спектакли в «Ильхоме» должны быть – это однозначно правильное решение.

Кролик в «Ильхоме»

Рубрика: Колумнист

Автор: Влад Кудинов