Главное из лекции Валерия Цепкало.


Валерий Цепкало – создатель белорусского Парка высоких технологий, советник Инновационного центра по поддержке разработки и внедрения информационных технологий «Mirzo Ulugbek Innovation Center».

В Университете Инха Валерий рассказывал о трендах в технологиях студентам университета, резидентам Mirzo Ulugbek Innovation Center и представителям прессы. Лекция называлась «Будущее технологий» и это был не первый спич за день.

Ранее Цепкало выступил в BookCafe, где по утрам собираются бизнесмены. Последних интересовали тренды и куда стоит инвестировать.

Похожий вопрос в свое время, работая в Америке, Валерий задал министру финансов США. На что тот ответил честно: «Вы знаете, если бы я знал о том, что будет the next big fame, то я бы не работал министром США, а был бы просто богатым или сверхбогатым человеком».

Предлагаем несколько важных моментов из лекции Валерия Цепкало.

trendy-v-tehnologijah-kuda-stoit-vkladyvat-dengi

Для понимания будущего смотри в прошлое

Если говорить о будущем IT-индустрии, иногда полезно посмотреть в прошлое. Потому что в жизни, когда циклы более-менее повторяются, память и предвидение – это одно и то же.

Разные люди пытались спрогнозировать, куда пойдет развитие мира и технологий. Например, Билл Гейтс, один из основателей компании Microsoft в 1995 году написал книгу «Дорога в будущее» о развитии ИКТ и ни разу не упомянул об интернете и о том, что с ним будет связано развитие технологий. Спустя год Microsoft стала ориентироваться на интернет-технологии, и во второе издание книги были внесены коррективы.

Когда идет бум

В США, к примеру, разные сектора являлись в свое время локомотивами роста: сначала появление автомобилей, затем десятилетие авиастроения, потом атомная энергетика, фармацевтика и вот ближе к 2000-м годам бум интернет-компаний. Теперь в другой форме – в виде бизнес-приложений, интернет получил свое развитие в виде инструментов управления традиционными секторами экономики.

Когда идет бум, сказать, кто выживет, сложно. Трендом всегда является некая консолидация индустрии.

Лет 15 назад в области интернет-поиска только в англоязычном сегменте было более 20 компаний. Прошел 10-летний цикл, и мы имеем Google. Только две страны в своих национальных сегментах смогли создать собственные поисковые системы. Это Яндекс в России и Baidoo в Китае.

Google стал действительно глобальным продуктом. Он же почувствовал огромную перспективу в плане мобильных телефонов, стал разрабатывать программное обеспечение для них.

trendy-v-tehnologijah-kuda-stoit-vkladyvat-dengi

О жизни продукта

Сейчас идет «ужимание» рынка. Иногда происходит консолидация, а иногда технологии просто уходят. Технология – это сложная вещь. Каждый продукт имеет свой цикл жизни: вышел на рынок, стал успешным, достиг определенной вершины, потом его популярность начинает падать. Лучшее для продукта, если он приходит в стадию обскурации.

Сейчас происходит вытеснение интернет-компаний мессенджерами, которые занимают огромную долю рынка.

Это выбивает почву из-под ног многих интернет-компаний, которые сейчас представляют собой не более чем инфраструктурный проект с очень низкой доходностью. Тоже самое произошло с такими в недалеком прошлом гигантами мобильной индустрии, как Sony Ericsson, Nokia, BlackBerry. Сейчас рынок в основном делят Samsung и Apple.

 

Обрабатывайте данные

Гораздо интересней, если ваш бизнес связан с обработкой данных и контентом. Те компании, которые производят контент или его имеют, чувствуют себя намного увереннее. За контентом – будущее.

Мы живем в «золотой век» информации, в «золотой век» контента.

Причем важна скорость обработки информации. Например, для регулирования движения на дорогах. Пока ни в Минске, ни в Ташкенте нет серьезных проблем с трафиком. Когда возникает серьезная проблема с трафиком, когда, допустим, у каждой машины есть источник информации, она посылает сигнал, эти сигналы анализируются, и светофоры начинают быстро и гибко перестраиваться: зеленый сигнал светофора включается на большее количество времени. Это технологии, которые действительно будут востребованы в будущем.

Взгляд в наше будущее

Когда мы говорим об IT-индустрии, как мне кажется, пройдет 5-10 лет и основные ниши будут заняты. Компании будут стараться не выпускать индустрию из своих рук. IT войдет везде, не будет, наверное, ни одной отрасли экономики, где не будет использоваться ИКТ.

Сервисные компании – это то, на что делается ставка сейчас в Узбекистане. Это как раз то, за счет чего мы создали IT-отрасль в Республике Беларусь.

Сервисная и продуктовая модель – идеальная. Но даже если продуктов нет, то сервисная модель может быть двигателем роста IT-индустрии. В этом огромный потенциал Узбекистана.

 

Текст и фото: Дана Опарина