Новинки в системе обработки видео, отношение к плагиату и перспективы отечественной индустрии кино и видео.


Беседа с Давлатом Арабшоевым, продюсером и режиссером компании United soft, специализирующейся на пост-обработке видеоматериалов.

Спецэффекты в Узбекистане. Они существуют.

— Вы учились на программиста, а потом попали в театральный институт. Каким образом? 

— Это интересная история. Да, я учился в лицее при ТГТУ и никакого отношения к кино не имел. Даже не думал об этом. На первом курсе лицея я случайно прошел кастинг на фильм Джасура Исхакова «Охота для настоящих мужчин», и после этого «затянуло». Дальше были фильмы, сериалы. В одном даже сыграл большую роль, наркомана. (смеется)

Забросил программирование. Потом вернулся, выбрав темой дипломной работы мультимедийный учебник, включив туда и Flash, и 3D Max.

Четыре года работал в Молодежном театре Узбекистана. Хотел поступать на режиссуру в Ташкентский театральный институт (ныне Государственный институт искусств Узбекистана имени Маннона Уйгура). Но набора в нужную группу не было – поступил «на актерский».

Спецэффекты в Узбекистане. Они существуют.

На третьем курсе, работая в рекламном агентстве, обратился за помощью в проекте к Лазизу Ганиеву. У него на тот момент только создавалась студия, в дальнейшем ставшая United Soft. Сработались. До сих пор вместе.

Начинали с маленькой комнатушки. Потом переехали в двухкомнатный офис. Потом в другой. «Кочевали».

Ошибка? Молча, исправляй

— Казусы случались?

— Конечно. У кого их не было?

— Киношники — люди эмоциональные и экспрессивные. Как поступаете в случае конфликтов?

— Сам клиент зачастую до конца не знает, чего хочет. На первом этапе ему может все нравиться, а потом это может в корне поменяться. Поэтому мы стали вводить новую для нашего рынка систему layout.

По сути это ролик в 3D или анимированная раскадровка, в которой показано все вплоть до ракурсов и движения камеры. После утверждения этого ролика заказчик не вносит кардинальных изменений. Таким образом, мы избавляемся от лишней волокиты и возможного недопонимания.

Спецэффекты в Узбекистане. Они существуют.

— Создание layout трудозатратно, не приносит дополнительного дохода и в какой-то мере загоняет «незнающих свои желания» клиентов в рамки. В чем тогда мотивация заказчика?

— Все построено на интересе к новому. Если заказчик новатор, то он не откажется. С консерваторами работаем по старой схеме.

Layout дает понимание того, что заказчик получит в итоге. Это не рамки, а четкость. Лично я думаю, что через год большинство студий Узбекистана будут работать по такой схеме.

— Самая сложная из работ. Avtotest? (видео здесь)

— Она скорее является революционной.

Каждый ролик по-своему сложен. Одна и та же система не применима к разным заказам.

Хорошие художники копируют, гениальные – воруют

— Близка тема плагиата?

— Абсолютно все ругают плагиат, и абсолютно все им занимаются. Вопрос в том, как «снимать».

Говоря об узбекском рынке, пока все еще есть проблема отсутствия «школы» пост-обработки видео как таковой. Черпаем знания извне.

Спецэффекты в Узбекистане. Они существуют.

Когда заказчик просит определенную вещь на уже сделанном примере, с этим особо не поспоришь. Выкручиваемся — пытаемся преобразовать, адаптировать, исходя из возможностей нашей техники. Пока это и есть та самая школа.

— Где грань, и когда происходит переход на следующую ступень?

— Например, мы собираемся открывать креативный отдел, специально «заточенный» под создание концепций роликов. Планируем выделять на это отдельный бюджет и место в офисе. Думаю, когда на раскрутку собственных идей начнет работать отдельная команда авторов, мы сможем смело сказать, что перешли на новый этап.

— Как справляться с обидой, если вашу работу «сплагиатили»?

— Сейчас тот, кто научился нажимать пару кнопок, считает себя профессионалом. Наверное, раньше так относились и к нам. Это нормально.

Есть другое. Например, когда знакомые предлагают сотрудничество, при этом забрав ваше портфолио и прихватив парочку ваших клиентов. Вот это ненормально.

У нас доходило до смешного: прихожу к клиенту, и он мне сует под нос мой же ролик. Мол, смотри, какая крутая работа. Мало того, потом еще приходилось доказывать авторство на свой же ролик.

Как справляться с обидой? Работать! Есть один важный принцип в нашей команде: пока ролик не понравится нам самим, мы его не сдаем клиенту. Самоотдача, любовь и уважение к своей работе. Банально, избито, но в этом вся суть.

СПЕЦЭФФЕКТЫ В УЗБЕКИСТАНЕ. ОНИ СУЩЕСТВУЮТ.

— Назовите новые для нашего рынка профессии в сфере видео производства.

— VFX (visual effects)– продюсер. Это человек, который знает все о производственном процессе видео и графике и знает, сколько это стоит.

VFX – супервайзер. Это человек, знающий заранее детали появления графики и персонажа в кадре и руководящий участниками сцены в процессе.

Существует еще множество других профессий: специалист по физическим явлениям, специалист по динамике одежды, специалист по динамике частиц (вода, взрывы, огонь и т.п.). Есть даже специалист по шейдингу, разрабатывающий графику отображения материалов.

У нас пока на это все, грубо говоря, одна голова.

— Узбекская школа кинематографии сейчас. Она есть?  

— Школа есть, и ее надо развивать. Как и везде, есть свои нюансы, плюсы и минусы. Все зависит от людей.

К сожалению, в Узбекистане практически не используют 3D графику, хотя это мировой стандарт. Кстати, зачастую менее затратный, чем съемки «на натуре».

— Чего, на ваш взгляд, не хватает для развития киноиндустрии здесь?

— Образования и опыта.

Например, можно предоставить возможность обучения в мировых школах кинематографии наиболее талантливым ребятам на грантовой основе. Это будет мотивировать их вернуться на Родину и развивать эту сферу здесь, т.к. они будут уверены, что нужны, и в них верят.

Все вопросы решаемы.

— А почему вы остаетесь здесь?

— Громко звучит, но мы являемся первооткрывателями в сфере Production House. Коли начали, нужно довести до ума. Чем уезжать, лучше привозить сюда специалистов и показывать уровень, на который способны мы.

СПЕЦЭФФЕКТЫ В УЗБЕКИСТАНЕ. ОНИ СУЩЕСТВУЮТ.

— Почему согласились преподавать в школе рекламы?

— После первого выступления у меня будто прибавилось сил оттого, что я делился новой для аудитории информацией. Это было классно. В этот раз я постарался расширить тему выступления. Готовился к презентации, много читал. Читал о новинках, тенденциях, о новых профессиях. Надеюсь, не зря.

 

Спецэффекты в Узбекистане. Они существуют.

Интервью с Давлатом Арабшоевым

Текст: Мария Мусакова

Фото встречи: Сардор Алимов

Фото лекции: Станислав Магай

  • Так это их студия сделала ролик для Avtotest?

    • Mariya Musakova

      Да, это работа их студии.

    • Ребята, вы молодцы!

  • Ребята, вы молодцы! Продолжайте в том же духе.

  • Vladimir Sorokin

    «Например, когда знакомые предлагают сотрудничество, при этом забрав ваше портфолио и прихватив парочку ваших клиентов. Вот это ненормально.» — знаю о нескольких случаях, когда United Soft поступали именно так. 😉