Кирилл Альтман, основатель и креативный директор Brandbox Branding – агентства, работы которого неоднократно получали награды международных фестивалей рекламы, поделился наблюдениями после первой и ожиданиями перед запуском второй части Ташкентской школы рекламы и дизайна.


Честно говоря, сама идея возникла, поскольку мы постоянно сталкиваемся с проблемой нехватки кадров. Работники других рекламных агентств меня поймут.

Из-за недостатка квалифицированных специалистов, мы, как правило, находим людей, которые хотя бы более или менее эрудированы. Потом вводим их в курс дела «с нуля», что занимает примерно полгода. После этого человек хотя бы начинает понимать, куда и зачем пришел.

Shkola reklami

С дизайнерами сложнее – их не хватает катастрофически.

В конце 90-х появилось «неслабое» поколение дизайнеров. Но, к сожалению, они почти все  разъехались. Даже не знаю, откуда они брались тогда. В России на тот момент особо не было образовательных учреждений в этой сфере. Просто, наверное, были люди, которые старались развиваться сами. Возьмем к примеру, агентство «Контур» , которое было своего рода «кузницей кадров». Оттуда вышло много талантливых ребят.

А если говорить об образовании в сфере дизайна в Ташкенте, то кроме Республиканского художественного колледжа (бывш. училище им. П. Бенькова), ничего в голову не приходит. И то, там готовят в основном художников. Не дизайнеров. Хотя из «беньковцев» часто получаются хорошие сотрудники, но в плане дизайна – не всегда то, что нужно.

Поэтому и решили создать образовательное учреждение, которое поможет найти человеческие ресурсы в профессиональном плане. Ну и кроме того – это будет какое-никакое общение и коммуникация.

Shkola reklami

Есть еще такая проблема, как «текучка кадров», от которой никуда не деться. Я не знаю ни одного агентства, в котором не было бы этой проблемы. Обычно имеют место быть 2 варианта: либо мало денег, либо роста. Решений проблемы тоже вижу не особо много: либо поднять зарплату, либо «простить, понять и отпустить».

Если человек хочет уйти, он уйдет в любом случае. Дизайнеры «линяют» повсеместно – это своеобразная «миграция дизайнеров».

С рекламой тоже интересно дела обстоят. Насколько я знаю, в Ташкенте есть несколько учебных центров, которые «обучают маркетингу». Хотя, на мой взгляд, на таких курсах скорее помогают научиться мыслить в правильном направлении. Что уже неплохо, потому что в рекламе многое приходит на практике. Не будет так, что ты пришел, и тебя всему научили.

Shkola reklami

Я не могу сказать, что мы сильно выиграли по деньгам. Но это все равно остается для меня интересным.

Смотрю вот на своих друзей из Алматы – у них проходят какие-то фестивали, тусовки, они общаются, обмениваются опытом, знаниями. В Бишкеке такая же тема. Взять только Red Jolbors. Это особенная атмосфера, которая, однозначно, помогает развиваться. Мы как-то побывали там в огромном здании, где сидят практически все рекламные агентства. Да, конкуренты. Да, в одной сфере. Но они как-то уживаются вместе. Я считаю, это круто.

У нас пока нет такого. «Дизайнер с дизайнером» очень редко дружит. Только если они не пересекаются по работе.

У меня тоже так вначале было. Но потом я понял, что если ни с кем не общаться, не будет развития. Вы же должны черпать откуда-то информацию, знания. Живое общение ничто не заменит. Вот, кстати, ТЧК  – потрясающий культурный феномен у нас в городе. Именно в таких местах и рождаются хорошие идеи.

Именно создание атмосферы влияет на то, что становится интересно. А у нас почкуются маленькие агентства, которые сами за себя борются, сами выживают. Каждый в своей консервной банке, т.е. нет никаких общих тем, кроме заработка. Думаю, поменять такое восприятие сложно, но возможно.

Shkola reklami

Что мы представляем, когда думаем о рекламе? Медиа, интернет, айдентика, логотип, иллюстрация, упаковка – это первое, что приходит в голову. А еще менеджмент, а еще smm, а еще работа с брифом, проблемы с интегрированием и так далее. Поэтому диапазон, по которому отбирались темы, получился довольно широким. И мы сконцентрировались на самом главном.

В программе второго запуска нашей школы рекламы мы планируем донести до аудитории «фундамент» – это 8 абсолютно разных лекций о рекламе и 8 – о дизайне. После чего слушатели смогут определиться, нужно ли им это вообще, и куда двигаться дальше.

Изначально мы ориентировались исключительно на молодежь (18-22 лет). Однако аудитория первого потока получилаcь довольно разношерстной – пришло довольно много людей намного старше, чем мы ожидали.

Несмотря на то, что отдали деньги, многие были настроены негативно. Мы не знали, что происходит, почему люди недовольны. Для нас это тоже было в первый раз.

Получив feedback после первого запуска, осознали три основные проблемы:

1 – непонимание и незнание (некоторые студенты не совсем поняли, куда они пришли).

2 – отсутствие практики.

3 –  проблема донесения информации.

Начнем с последней. Выяснилось, что  не все лекторы умеют грамотно доносить информацию до людей. Это не значит, что они не профессионалы, просто у многих было мало опыта именно в презентации.

К примеру был Боходыр Аюпов, который преподавал в Вестминстерском Университете и просто «порвал зал». И, естественно, по сравнению с презентациями лекторов с меньшим опытом чувствовалась разница. Мы списали это на волнение. Но в этот раз такой разницы быть не должно. Мы постарались собрать лучших из лучших.

shkola-reklamy

Если говорить о дизайне, достаточно Темура Саъдий. Я не знаю дизайнера, который разбирается в типографике и в айдентике лучше, чем он, в Узбекистане. Он превосходит всех по объему знаний, которые он генерирует, получает и выдает. И это при том, что он – самоучка, который изначально работал у нас. Мы вместе росли и развивались, а в какой-то момент он начал расти быстрее, чем агентство, и сейчас стал первоклассным специалистом. То же самое я могу сказать про  Зокира Халматова.

Также в этот раз мы пригласили нашего бывшего соотечественника Фархада Кучкарова. Он сам родом из Ангрена, начинал работать здесь, в URA Marketing Group, а затем работал в Москве и дорос до “Каннских львов”. Пускай он будет говорить абсолютно те же вещи, но я хотел бы его послушать. Это другой опыт, это московский рынок, это новый уровень.

Что касается практики, то главное отличие второй школы – наличие workshop-ов.

Это довольно сложно с организаторской точки зрения, но мы все-таки решили попробовать. В программу добавилось два work-shop (по айдентике и по упаковке). Возможно, будет work-shop и по работе над рекламной компанией. Но это пока под вопросом.

Shkola Reklami

Я часто вижу, как появляются новые дизайнерские студии. На pr.uz  бывает выползают аж по 3-4 новых компании, у которых ужасный сайт, ужасный пресс-релиз и т.д. И тут задаешься вопросом: «Ребята, на что вы планируете жить-то?»

А с другой стороны, это не может не радовать – значит, не боятся. Значит, могут. Из 10 «выстрелит» одно. Ну отлично. Вот, например, motomoto   – молодцы ребята. Рад.

Отсутствие нормальной конкуренции – это тоже проблема. Если человек не понимает уровень, где он будет платить «десять рублей», а где «рубль», с этим сложно работать. Остается только упасть кому-то «на хвост» и вместе учиться и развиваться, но это тоже как повезет.

Открывать вторую школу мы решили спонтанно. Я не знаю, каков объем рынка, то есть количество людей, которые хотят получать новую информацию.

И особых результатов, честно говоря, не жду. Не могу сказать, что мы альтруисты, но наверное, это все-таки больше делается ради интереса. Мы хотим, образно говоря, дать шестидесяти людям какие-то зачатки в их головы. Помочь понять, хотят ли они этим заниматься, сможем ли мы их в дальнейшем использовать.

Shkola reklami

Мы были первыми из Узбекистана, кто попал на престижнейший мировой ресурс по упаковке. Мы первые выиграли награды, которые на самом деле никому не нужны. В деньгах это вообще никак не выражается. Тщеславие мы давно уже «накормили». Сейчас просто реально хочется делать хорошую работу, а это сложно. Поэтому мы организовываем Школу рекламы, чтобы кого-то оттуда «выцепить». Что, в принципе, и получаем.

Первая школа дала нам одного хорошего клиента и одного хорошего работника. Если бы мы не провели школу, этого  бы не было. А довольные и недовольные есть всегда. Для меня главное – делать свое дело.

Вот, последние занятия прошли идеально. Когда все стали общаться, дружить, шутить. Для меня это было моментом удовлетворения.

Сложно строить перспективы. Все делается на энтузиазме. Все наши ребята не собираются уезжать. А это, по сути, будущее рекламы в Узбекистане.

 

Текст: Мария Мусакова

Фото: Станислав Магай