О новых инструментах для эффективного взаимодействия.


В Кластере инноваций и научных исследований РЭЦЦА-ТИИИМСХ прошел тренинг «Пресс-службы и СМИ: взаимодействие по освещению тематики рационального и продуктивного использования воды» для пресс-служб государственных органов и СМИ Узбекистана.

Мероприятие организовано в рамках проекта UzWaterAware, который исполняется РЭЦЦА при сотрудничестве с Инновационно-образовательным центром «Северная столица» и финансируется Европейским Союзом.

Как прошел семинар и каковы его результаты?

 

Стоит начать с того, что тема была выбрана по результатам предварительного опроса журналистов, прошедшего во время неформальной встречи команды проекта со СМИ в формате «открытой кухни» в октябре 2017 года.

Цель тренинга – выявить существующие проблемы при сотрудничестве между пресс-секретарями с журналистами. В ходе семинара были найдены оптимальные способы их решения, а также предоставлены новые подходы и инструменты по формированию общественного мнения.

Тренером и разработчиком специальной программы стал руководитель проектов ИОЦ «Северная столица» Андрей Бойцов.

press-sluzhby-i-smi-est-kontakt

Для пресс-служб

Первый день тренинга был посвящен углубленной работе с представителями пресс-служб государственных организаций Узбекистана.

Специалисты пресс-служб провели оценку своей деятельности и текущего взаимодействия с журналистами до и после проведения тренинга. Узнали, какие задачи стоят перед ними, как и почему важно сотрудничать со СМИ, а также об их влиянии на формирование общественного мнения и механизмах изменения общества. Кроме того, в интерактивной форме специалисты изучили различные методы подготовки к мероприятиям и их проведению, типовое реагирование на различные ситуации, ознакомились с зарубежными примерами, практиками и историческими событиями, связанными с их деятельностью.

press-sluzhby-i-smi-est-kontakt

Например, участникам объяснили, кто такие лидеры мнений и как они влияют на понимание гражданами ситуации. Также специалисты изучили обязательные элементы «message house» («дом-сообщение»). Согласно этой технике, «в фундаменте» должны лежать доказательства, улики, сильные аргументы. В противном случае «дом» развалится. Стены это – ключевые сообщения, а крыша – общая мысль.

Также специалисты разобрали, как применять треугольник Карпмана-Берна «жертва-спасатель-агрессор».

В кризисной ситуации СМИ берут на себя роль спасителя, воспринимая пресс-службы как агрессоров.

Именно поэтому работникам пресс-служб важно реагировать вовремя и предоставлять информацию полностью. Иными словами – отказ от комментариев вызывает непонимание и дает СМИ повод переложить вину на ведомство, которое игнорирует запросы. Как результат совместной работы пресс-служб различных министерств и ведомств были созданы концепции трех уникальных проектов в качестве образцового формата медийной активности.

«Результативность проявленной работы раскрывает огромный потенциал не только взаимодействия пресс-служб с журналистами, но и возможность реализации долгосрочных и даже амбициозных экологических проектов, в том числе и разработанных во время тренинга», — сказал тренер Андрей Бойцов.

 

Для пресс-служб и журналистов

Во второй день тренинга к участникам присоединились журналисты радиоканалов, печатных и онлайн СМИ, которые тоже дали оценку работе пресс-служб, озвучили имеющиеся сложности и свои ожидания по изменениям в сотрудничестве и проведении мероприятий.

Отмечу, что важным и по-настоящему полезным элементом тренинга стала командная работа над проектами. 20 участников мероприятия в смешанных группах, где были и представители пресс-служб и журналисты, подготовили полноценные стратегии продвижения и реализации трех разработанных проектов — «Мост дружбы», «Уважайте воду» и «39 минут … без жизни».

press-sluzhby-i-smi-est-kontakt

«Эта практика по совместной разработке и презентации стратегий проектов оказалась очень полезной. То, что мы, специалисты, считаем для себя и так понятным, оказывается, может не быть очевидным для журналистов. Отсюда вывод – детали очень важны в деятельности пресс-служб по различным темам для достижения запланированных результатов», — отметила после начальник Информационно-аналитического отдела ЦСАК при Госкомэкологии Республики Узбекистан Хония Асилбекова.

Помимо разработки концепций проекта, мы подробно обсудили требования и ожидания от предоставляемых пресс-релизов и наличие в них неточностей или ошибок. Журналисты также говорили о необходимости создания фото-базы и фотоархивов. Также поговорили о профессиональных качествах, которыми должны обладать обе стороны и важности установления доверия к предоставляемой информации.

Также журналистами была озвучена необходимость представления официального лица организации, возможность прямого общения и получения данных из первых уст в самые короткие сроки.

press-sluzhby-i-smi-est-kontakt

Что в результате?

Следует подчеркнуть, что созданные кейсы и проекты планируется использовать в обучении студентов, а также других журналистов в регионах Узбекистана. Для обеспечения устойчивости проекта UzWaterAware будет создано учебное пособие по взаимодействию со СМИ для сотрудников пресс-служб других госорганизаций и улучшения их деятельности.

Итоги двухдневного тренинга подвел Андрей Бойцов:

— Первым шагом конструктивного диалога всегда является налаживание механизма повседневного взаимодействия. Пресс-службы точно так же заинтересованы в том, чтобы журналисты были корректны, объективны и придерживались принципов журналисткой этики в освещении событий.

Прошедший тренинг показал: в рамках этих ожиданий получается прекрасное конструктивное взаимодействие, общий язык находится легко. Ведь большинство проблем носят субъективный, эмоциональный характер.

Они устраняются, как только стороны начинают взаимодействовать в интересах общества и государства. В частности, освещая вопросы рационального и продуктивного использования ресурсов, проектов в сфере экологии и изменении климата.

Журналисты и общественные организации являются движущими силами, которые выражают ожидания общества к происходящим в стране прогрессивным изменениям. В свою очередь журналисты хотят видеть подвижки хотя бы через изменения в общении и обмене информацией с государственными структурами. Как следствие, журналисты склонны предъявлять завышенные требования к взаимодействию с пресс-службами. И это очень хорошо, потому что появляется ориентир, в каком направлении надо выстраивать работу пресс-службам для того, чтобы общество по достоинству оценило работу их министерств и ведомств.

press-sluzhby-i-smi-est-kontakt

Текст: Татьяна Петренко

Фотографии предоставлены Филиалом РЭЦЦА в Узбекистане.