«Золотая коллекция» мнений и взглядов узбекских специалистов из разных сфер. Мастера своего дела говорят о ведении бизнеса, рекламе, искусстве и творчестве специально для RedPen. 


Специалист по SMM и маркетингу, менеджер по маркетингу сети супермаркетов korzinka.uz, лектор Ташкентской школы рекламы и дизайна Бобир Нурмухамедов рассказывает о секретах успешного брендинга, актуальности маркетинговых исследований и о том, что «второй всегда может быть первым».

osobennosti-nacionalnogo-marketinga

— Что такое маркетинг в двух словах?

— Двигатель бизнеса.

— Что нужно для создания успешного бренда?

— На мой взгляд, бренд без позиционирования — ничто. Как только вы начнете смотреть на бренд, как на живое существо, к которому могут притягиваться или от которого могут отталкиваться люди, то сможете понять, что нужно делать, чтобы он жил, рос и успешно развивался. Относитесь к бренду, как к ребенку. Я отношусь именно так.

— Что делать, чтобы удержать позиции бренда после удачного старта?

— Само понятие бренда — это не только логотип, слоган и фирменные цвета. Это план действий — от запуска продукта до последующих этапов его жизни. Эта работа не должна прекращаться никогда. Как только вы даете слабину, непременно теряете аудиторию.

Бобир Нурмухамедов

— Поделитесь эффективными техниками по успешному развитию бренда?

— У вас один вопрос сложнее другого (смеется). После того, как вы закончили с позиционированием бренда, становится ясно, кто является вашей целевой аудиторией. С этого момента важно поддерживать контакт с ней. Исходите из того, что интересно вашей ЦА—звучит банально, но работает. Если какая-то внушительная ее часть — активные пользователи соцсетей, значит, нужно позиционирование и продвижение там. При этом язык общения должен быть соответствующим. Если же бóльшая часть вашей аудитории живет офлайн, то нужно искать другие пути, чтобы до неё достучаться.

— А если хочется ясного, «готового к употреблению» алгоритма действий, есть какие-то универсальные правила для успеха бренда на рынке?

— Паттернов, как таковых, я бы давать не стал. По той простой причине, что они делают вас бесконечно предсказуемыми для конкурентов. А значит, у них появляется преимущество. Кроме того, идя проторенными путями, вы можете стать обычной компанией, вполне успешно существующей наряду с конкурентами, но вам не стать Starbucks.

— Почему именно Starbucks?

— Это отличный пример бренда, который нашел то, чем смог привлекать своих клиентов, и людей, которые не прекращают над этим работать. Они на регулярной основе изучают свою аудиторию, ее интересы, потребности, и, основываясь на этих данных, постоянно вносят какие-то изменения. Изменения эти могут быть маленькими, почти незаметными, но суть в том, что Starbucks, как живой организм, изменяется и развивается вместе со своей аудиторией. Обратите внимание, изменения эти не делаются потому, что кому-то в компании сегодня утром пришла в голову отличная идея. Они делают это осознанно.

Бобир Нурмухамедов

— Как вы считаете, дороги открываются лишь тем, кто идет по ним первыми?

— Прежде всего, я думаю, что быть первым очень-очень сложно. Если вы, конечно, уверены в своем продукте, тут вопросов нет. Но так бывает не столь часто, как хотелось бы. Ну, а во-вторых, я считаю, что нет ничего страшного в том, если ты выходишь на рынок вторым, третьим или четвертым. Важна не столько очередность, сколько твой продукт, его позиционирование и правильное развитие. Могу привести пример под условным названием «arba.uz и korzinka.uz». Korzinka.uz первой вышла на рынок, однако, на том этапе она очень мало времени уделяла развитию продаж именно через сайт. Сейчас мы активнее взялись за это направление, но критический момент уже упущен. Cайт аrba.uz за это время занял очень хорошие позиции на рынке, и конкурировать с ним нам теперь достаточно сложно. Мы, безусловно, будем работать в этом направлении, но позиции в свое время были упущены.

— Чего не хватает специалисту по маркетингу в Узбекистане?

— У нас совершенно не развито направление маркетинговых исследований. А это единственный инструмент, который позволяет нам спрогнозировать успех того или иного продукта в определенный момент времени. На Западе маркетологи загодя знают своих покупателей «в лицо». Знают, сколько им лет, кем и где они работают, о чем мечтают, и что делают, скажем, с 6 до 8 вечера в будний день. Без этого важного инструмента анализа рынка работать очень тяжело.

Бобир Нурмухамедов

— Почему у нас не осуществляются маркетинговые исследования?

— Я не говорю, что их совсем нет. Делают, но для подавляющего большинства местных компаний это просто слишком дорого.

— В чем особенность узбекского маркетинга?

— У нас все решает руководитель. Так, главы западных компаний при принятии решений основываются на исследованиях и фактах. У нас очень часто все основывается на личном видении руководителя. Это приводит к определенному дисбалансу в развитии бренда.

— В чем отличительная особенность SMM (Social media marketing) в Узбекистане?

— Наши люди очень любят поговорить. Им хочется высказаться. Именно поэтому, мне кажется, родился такой феномен узбекского сегмента facebook как Потребитель.уз, да и популярность групп в целом.

Бобир Нурмухамедов

— Кстати, о потребителях. Что делать с недовольным клиентом?

— Выслушать его. Если вы этого не сделаете, он будет обижен на вас навсегда.

— Вы — один из заявленных лекторов Ташкентской школы дизайна и рекламы. Почему решили участвовать?

— Говорят, когда вы начинаете преподавать предмет, вы сами начинаете его лучше понимать. Появляется необходимая структурированность знаний. Так что основная причина моего согласия — хочу понять, что я сам об этом предмете знаю.

 

Особенности национального маркетинга

Интервью с Бобиром Нурмухамедовым

Текст: Камила Убайдуллаева

Фото: Станислав Магай

В рамках специального проекта RedPen & Школа рекламы и дизайна