Памяти выдающегося балетмейстера Ибрагима Юсупова.


Прошло четыре года, как не стало Народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова. 36 лет он проработал на посту главного балетмейстера ГАБТ им.А.Навои. За эти годы им было создано 40 балетов, вошедших в «золотой фонд» отечественной культуры.

Увы, но многие из этих спектаклей исчезли из репертуара театра или появляются в афишах крайне редко. Поэтому мы решили опубликовать эту статью, автором которой является внучка легендарного хореографа Алина Топалова. Чтобы помнили…

 

o-chestnom-balete-zamolvite-slovo

В общей сложности маэстро отдал театру 57 лет своей жизни, придя туда после окончания хореографического училища в возрасте 20 лет.

Как же так получилось, что мальчик из рабочей семьи из Ургенча выбрал своей профессией балет? Ибрагиму было около 5 лет, когда умерла его мама, и тогда тётя Розия Кабулова перевезла мальчика и его старшего брата Исмаила в Ташкент. С ней он прожил до 14 лет, а затем стал воспитанником детского дома № 20 для одаренных детей (позже на его территории разместилось художественное училище им. П.Бенькова).

Со свойственными ему оптимизмом и безудержной любовью к жизни, дед часто рассказывал о своем детстве, проведенном в интернате. В особенности то, как они сверстниками любили готовить музыкальные номера и собираться возле костра. Каково было на самом деле в то голодное послевоенное время, теперь можно лишь только предположить…

o-chestnom-balete-zamolvite-slovo

В то время педагоги балетной школы ездили по школам и детским домам в надежде найти новые таланты. Так Ибрагим и оказался в числе принятых учеников в хореографическое училище.

Его всегда отличали работоспособность и стремление к профессиональному росту. Начав с работы в мужском составе труппы театра, вскоре Ибрагим Юсупов стал исполнять главные партии.

После четырех лет успешной работы в качестве солиста, начинается новый этап жизни – Юсупов поступает в ГИТИС им.Луначарского. Видимо, масштаб личности потребовал новых творческих горизонтов. Его педагогами стали Ростислав Захаров и Юрий Григорович – фигуры для балетного искусства ХХ века просто знаковые.

Итогом учебы, как  бы  проверкой  на  творческую  жизнеспособность   явилась постановка в 1967 году Юсуповым балета «Спартак» на музыку гениального Арама Хачатуряна. Работа над «Спартаком» велась непосредственно с приехавшим в Ташкент  композитором Арамом Хачатуряном, были сделаны правки в некоторых номерах.

o-chestnom-balete-zamolvite-slovo

Как вспоминала Народная артистка СССР, дирижер Дильбар Абдуразманова: «Мы  поставили этот сложный, насыщенный по драматургии спектакль на год раньше, чем в московском Большом поставил его Юрий Григорович. Кстати, сам Григорович, увидев наш спектакль, дал высокую оценку работе своего ученика и даже заметил, что некоторые сцены Юсуповым поставлены интереснее».

Далее был балет «Тропою грома» на музыку Кара-Караева, который восторженно встретила узбекская публика. Балетмейстер-постановщик  выступил и в главной партии, виртуозно станцевав Ленни. Затем были поставлены балеты «Лейли и Меджун», «Любовь и Меч», «Спартак», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Томирис» и другие.

Также им на сцену ГАБТа были перенесены постановки великих хореографов М.Петипа и Горского, благодаря чему театральный репертуар обогатился спектаклями «Спящая красавица», «Жизель», «Лебединое озеро».

o-chestnom-balete-zamolvite-slovo

Ибрагим Юсупович вместе с труппой ГАБТа объездил с гастролями буквально «пол мира». Также работал как педагог-наставник и хореограф в Германии, Польше, Вьетнаме.

Очень часто, после успешно проделанной работы ему приходили довольно выгодные предложения продолжить карьеру за рубежом, надолго остаться в чужой стране, однако он категорически отказывался от контрактов и говорил, что не может оставить свой родной театр.

Тесное сотрудничество связывало Юсупова с балетной школой Японии «Тойота-сити-балет». В 2008 году им был поставлен масштабный балет «Урашимо Таро» («Подводная невеста») на блистательную музыку композитора Феликса Янов-Яновского. Балет получился новаторским, в нем гармонично сочетались традиции узбекской и японской хореографии. Заслуживает особого почтения, что мэтр проделал эту колоссальную работу в возрасте 73 лет. Премьера спектакля прошла в Японии с оглушительным успехом.

o-chestnom-balete-zamolvite-slovo

Ибрагим Юсупов по праву принадлежит к тем мастерам сцены, которые оставались до конца жизни верны своему делу. Театр для него всегда был смыслом и делом жизни.

Пока Ибрагим Юсупов – единственный балетмейстер Узбекистана, поставивший столь огромное число балетов. За 4 года после его смерти в его любимом театре сменилось 3 главных балетмейстера и было поставлено 3 балета.

o-chestnom-balete-zamolvite-slovo

 

Текст: Алина Топалова

Фотографии предоставлены дочерью И.Ю.Юсупова Гульнарой Юсуповой.