Мнения музыкантов


В прошлом году Узбекистан с концертами посетило большое количество знаменитых исполнителей.

RedРen пообщался с нашими музыкантами о концертной жизни в столице, насколько она разнообразна и когда нам стоит ожидать приезда Куинси Джонса, группы «5’Nizza» и других не топовых, но узнаваемых артистов.

Мы попросили ответить на три вопроса:

  1. В Ташкенте интересная концертная жизнь?
  2. Как вы думаете, можно ли построить бизнес и занять определенную нишу, если привозить в Ташкент не только массовых артистов?
  3. Что нужно сделать для улучшения этой сферы?

 

Мансур Ташматов, народный артист Узбекистана, художественный руководитель Эстрадно-симфонического оркестра имени Батыра Закирова

naskolko-interesna-koncertnaja-zhizn-v-tashkente

1. Ташкент всегда был музыкальным городом. Я человек, который застал еще Советский Союз, и концертная деятельность в тот период в Узбекистане в целом и в Ташкенте в частности была очень богатая. Ташкентская публика очень требовательная, изысканная, разбалованная. К сожалению, эти традиции поменялись, появилась другая тенденция, другая публика.

Как я понимаю, сейчас стало немного проще в том плане, что можно пригласить любого артиста. Скажем, сюда уже неоднократно приезжали Андреа Бочелли или Майкл Бабл. Это все не просто, за этим стоят серьезные люди. Это такие гешефты для Ташкента, может быть не совсем уместные. Потому что почти никто не знает, кто такой Майкл Бабл. Хорошо, что знают, кто такой Робби Уильямс.

Сейчас непонятное время для шоу-бизнеса в Ташкенте. Потому что существует разделение интеллектов, разделение кругозора людей. Нужно публику воспитывать.

У нас есть такие коллективы, камерные оркестры, академическая музыка, которая воспитывает и определяет интеллект нашего слушателя. Посещая эти концерты, я радуюсь тому, что все-таки люди на них ходят.

Бывает так, что некоторые слушатели еще не подготовлены к концертам. Для того, чтобы слушать джаз, например, публика тоже должна быть подготовленной. К сожалению, такой публики становится все меньше и меньше.

2. Я не коммерсант. Не могу обсуждать материальную сторону, и кому это будет выгодно. Для меня всегда важна воспитательная сторона, насколько это заденет интеллектуальную сторону нашего слушателя.

Было бы хорошо тому волшебнику, который присылает к нам звезд, просто спросить у компетентного человека, а кого нужно привезти для того, чтобы это было интересно для нашего зрителя. Ситуация сложная, потому что зритель совершенно не подготовлен.

Если уж привозить, то привезите Стиви Уандера, Куинси Джонса, Херби Хэнкока. Опять же публика последних двух просто не знает. И я не думаю, что будет тот же ажиотаж, с которым могли бы этих ребят принять в Японии или в Европе.

3. У нас немало площадок, которые мы не используем в полной мере. К примеру, джаз – не стадионная музыка. Собрать столько публики не получится. Эта проблема даже меня привела к тому, что свои джазовые концерты с оркестром дальше, чем большой зал консерватории, не могу проводить по причине, что залы огромные и эти залы нужно собирать. Может, стоит подумать над тем, чтобы построить новые площадки под конкретные направления музыки?

 

Никита Макаренко, продюсер фестиваля IlkhomRockFest

naskolko-interesna-koncertnaja-zhizn-v-tashkente

1. Смотря о каком жанре говорить. В Ташкенте отличные академические музыканты, у нас есть легендарный Сontemporary-ансамбль Omnibus. Такого нет нигде в Центральной Азии. У нас вообще очень сильная музыкальная школа.
Но, насколько я понимаю, речь идет о гастролях зарубежных музыкантов. Здесь не изменилось ничего, на мой взгляд, да и не было предпосылок для изменения. Вроде бы, чаще стали приезжать ужасные российские поп-звезды вроде Стаса Михайлова, но трудно назвать это прогрессом.
У нас нет шоу-бизнеса в привычном «западном» понимании этого слова. Есть той-бизнес. Насколько я знаю, даже гастроли этих трэш-поп звезд не приносят прибыли с продажи билетов, продюсеры стараются окупить их за счет привлечения спонсоров.
Механизмы, которые работают во всем мире в шоу-бизнесе, у нас не работают. Но мне кажется, что проблема тут кроется в крайне тяжелых условиях ведения бизнеса в стране –огромной налоговой нагрузке и бюрократии, которую нужно преодолевать при ведении концертной деятельности.

2. Это все зависит от таланта продюсера. Я, например, не знаю в городе ни одного продюсера, который мог бы и хотел заняться коммерческой деятельностью в сфере привоза артистов поинтереснее Киркорова.

Камень преткновения – это дороговизна организации гастролей с учетом сумасшедших цен на авиабилеты в Ташкент и преодоление бюрократии, помноженные на очень маленькую аудиторию.

Собрать 500 человек в Ташкенте на концерт, условно говоря, «5’Nizza» — это утопия. Навскидку, даже эти 500 человек не окупят расходов.

Я бы за такой проект не взялся. Я не вижу здесь коммерческого успеха. Поэтому работаю совсем в другой плоскости, занимаясь организацией некоммерческих ивентов. У нас на IlkhomRockFest в марте будет выступать певица – обладатель Грэмми и двух мультиплатиновых альбомов. Но это все не о деньгах, это о меценатстве и благотворительности, и я бы ни за что не взялся делать этот проект ради зарабатывания денег.

Тем не менее, смелый продюсер, который рискнет своими деньгами, вполне может что-то сделать. Но я уверен, что надоест ему это быстро – слишком низкая прибыль будет лично для него, если она вообще будет.

3. Как я уже сказал, основных проблемы две – трудность ведения бизнеса и аудитория.
Первая проблема вполне решаема, и мы видим, что вроде бы все становится проще и проще. Поэтому определенная надежда есть, хотя концертная сфера самая запущенная – все эти безумные разрешения от хокимиятов, МВД, утверждения текстов и программ в «Узбекконцерте» и прочее.

Вторая проблема нерешаема никак. Вкусы основной части населения очень далеки от всего этого. Только если случится чудо, и произойдет какой-то культурный прорыв, они могут слегка измениться. Но я не вижу никаких предпосылок для этого.

 

Сухроб Назимов, один из основателей ансамбля Omnibus

naskolko-interesna-koncertnaja-zhizn-v-tashkente

1.  Думаю, что не совсем. Определением интересной концертной жизни для города является 7-10 концертов в день разной по стилю музыки – классическая музыка, поп-музыка, рок-музыка, джаз, электронная и т.д. У нас такого разнообразия нет.

2. Это сложный вопрос, так как рынок определяет спрос. Сама концертная жизнь построена вокруг концертных площадок. Концертных площадок в Ташкенте не так уж и много, и большинство из них крупные, которые требуют заполнения зала. С одной стороны, это позволяет окупить концерт, с другой стороны, чтобы окупить площадку, нужна звезда, на которую пойдут массы. В результате мы имеем Киркорова и прочую попсу, которую круглосуточно внедряют в массы через телевидение, радио и интернет на протяжении 15-20 лет, и это стало беспроигрышным бизнесом.

Взгляните на трансляцию музыки вокруг нас (кафе, рестораны, супермаркеты, телевидение, радио). Вы обнаружите, что нас всюду окружает либо поп-музыка Узбекистана на 95% низкого качества, либо российская поп-музыка и шансон. Безусловно, есть и западная поп-музыка, но все тоже «попса», которая транслируется отовсюду, и это ужасно.

3. Конечно же, стоит вопрос: кого привозить и пойдет ли на это народ?

Мне кажется, что прежде, чем начать вкладывать средства в привоз артистов, необходимо вложить средства в музыкальное мировоззрение нашей публики.

А именно новые радиостанции, которые начнут транслировать альтернативу поп- музыке, новые телеканалы, которые начнут показывать живые концерты джазовой музыки, рок-музыки, концерты классической музыки – иными словами, всё, кроме «попсы», которая просто правит ушами Узбекистана.

Необходимо вкладывать средства в новые и небольшие концертные площадки, в музыкальные клубы, где могли бы выступать джазовые составы и рок-группы. В создание музыкальных фестивалей, настоящих музыкальных фестивалей под открытым небом. Все это требует немалых вложений. Стоит главный вопрос: а будет ли это прибыльным? Думаю, что на первых этапах это не будет приносить никакой прибыли, но таким образом откроется концертный рынок и концертная жизнь, а если в Узбекистане появится концертная жизнь, то за нею и прибыль.

Резюмируем

Все музыканты склонны к тому, что публику нужно воспитывать, а также спрашивать о ее интересах. Это первое.

Второе – нужны новые площадки, музыкальные фестивали.

И последнее – даже если появится талантливый продюсер, желающий привозить в Ташкент не топовых музыкантов, вероятно, ему/ей будет тяжело. Хочется надеяться, что такой человек или команда все-таки появится.

naskolko-interesna-koncertnaja-zhizn-v-tashkente
Группа «5’Nizza»

 

Текст: Дана Опарина

Заглавная фотография — на концерте группы «5’Nizza» в Киеве