Когда мы научимся замечать успехи?

Обращайте внимание, к каким «специалистам» вы водите своих детей.


Свежий взгляд на происходящее. Авторы пишут так, как душе угодно. Редакция оставляет за собой право вносить лишь мелкие корректировки. Автор: Алекса Катаева 

kogda-my-nauchimsya-zamechat-uspexi

Пошла я как-то в воскресную школу со своей племянницей. И вот впервые сижу на уроке в «почемучке», куда приходят мамы, бабушки, а иногда и папы со своей малышнёй учиться. Те, у кого есть дети, меня поймут, – именно учиться, потому что как только ваше чадо достигает возраста, когда ему пора ходить в школу, мамы и папы (больше мамы, конечно) начинают учиться вместе с ними. Родители сидят на галёрке плотным флангом внимая тому, что говорит учительница, и не сводя пристального взгляда со своего чуда. Некоторые даже что-то записывают. В общем, порой складывается впечатление, что учительнице следует обращать внимание и на задний ряд жаждущих знаний.

Дети – совсем другое дело: они ёрзают, смотрят по сторонам, то и дело норовят встать с места, крутят головой и развивают свои навыки общения с однокашниками по парте, слева, справа, на соседнем ряду. И это не удивительно. Им в среднем по 5 лет – кому-то больше, кому-то меньше. В этом возрасте для детей естественно много двигаться, познавать мир и удерживать своё внимание на чём-то не более 5-10 минут.

Однако в этой воскресной школе учительница совсем не знала, что такое быть пятилетним ребёнком.

Она посадила их за парты, как в школе, и урок был похож на занятие в старших классах, которое длилось 2 часа. Вы можете представить себе 5 летнего ребёнка, который сможет смирно высидеть за партой два часа? Даже с 10 минутным перерывом?

Учительница требовала дисциплины и тишины. Неудивительно, что через 10 минут такого урока дети начинали крутиться, как волчки, а учительница то и дело теряла самообладание, повышая на них голос.

kogda-my-nauchimsya-zamechat-uspexi

Более того, она начала ставить им оценки. Если вы не педагог, а просто родитель, пожалуйста, знайте, что по данным исследований специалистов детям примерно до 7 лет оценки ставить ни в коем случае нельзя. Это их первые уроки и оценка со стороны учителя, который имеет авторитет (а он у детишек авторитет имеет), может перечеркнуть всё их желание к учёбе на корню.

Дети в таком возрасте ещё не полностью разделяют оценку за своё задание и оценку себе, и поэтому часто оценка «плохо» может восприниматься как «ты плохой», и отсюда постепенно вырабатывается низкая самооценка.

К слову, в европейских странах детям до 3 класса никаких оценок не ставят, кроме звёздочек, смайликов и грамот за лучшее стихотворение, лучшее поведение и т.д.

На этом 2-х часовом уроке учительница успела оценить каждого ребёнка.
— Богдаша, ПЛОХО. ПЛОХО выучил. Дни недели не помнишь.

— Руслан, ставлю тебе пятёрку, но с БААААААЛЬШИМ минусом. (Руслан так и не порадовался пятёрке, а сел на место с твёрдым осознанием, что он сделал что-то не так.)

— Настя, ты всё перепутала! Плохо выучила зимние месяцы. Надо повторять!
Ни одного ребёнка не похвалила за правильно сказанное. Ни разу. Пусть ошибаются, но ведь что-то они делают и правильно. К чему эта зацикленность на неудачах? Когда мы научимся замечать и отмечать успехи? Особенно у наших маленьких детей, которым так нужна поддержка, когда они только делают первые шаги в мире знаний.

Смотрю на родителей – на их лицах печаль, стыд за ребёнка и только лишь неозвученная фраза: «Ну, почему ты у меня такой тупой?»

kogda-my-nauchimsya-zamechat-uspexi

И ведь они потом дома заставляют своё чадо зубрить, говорят ему, что он невнимательный, что всё перепутал, что делает ошибки. Потому что учительница так повторяет на каждом уроке с укором детям, но на самом деле идет посыл родителям – вот посмотрите, как я стараюсь, а ваш ребёнок ничего не запоминает.

Уважаемые родители, я вам как педагог скажу: если ребёнок на уроке не слушает учителя, ёрзает, устаёт, отвлекается – это не потому, что он невоспитанный или тупой, это потому, что учительница не смогла построить урок так, чтобы детям было интересно. Методов обучения детей масса. Они отлично запоминают новое, буквально впитывают как губки, если с ними правильно играть – я не оговорилась, именно играть, а не вещать, стоя у доски.

Но «наша» учительница, судя по всему, этого не знает.

 

Когда мы научимся замечать успехи?

Текст: Алекса Катаева

  • Нодира

    Согласна, дети воспринимают информацию, которая подается с любовью и им тогда интересно познавать новые знания. Так что в первую очередь учитель должен любить свой предмет, любить своих учеников и так он сможет направит детей на путь познания и зажгет в них желание учиться, познавать себя и окружающий мир

  • Нодира

    Еще хотела бы добавить, что успехи замеченные и отмеченные учителем будут мотивировать учеников стараться с интересом осваивать новые знания

    • Alexa

      Согласна!