Что такое стигматизация и как она мешает жить?


Представительство ЮНИСЕФ в Узбекистане накануне Международного дня лиц с инвалидностью организовало форум «Активация». Проходило мероприятие в Театре Марка Вайля «Ильхом». Спикеры рассказали о том, как они преодолевали барьеры в детстве, а также о том, как воспитывать детей с инвалидностью.

Для автора RedPen это событие стало поводом разобраться с таким явлением, как стигматизация. 

kak-poborot-stereotipy-svjazannye-s-ljudmi-s-invalidnostju

Как это бывает

Стигматизация – это клеймение отдельного человека или определенной группы. Зачастую происходит увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов. И, в принципе, любое общество насыщено стигмами.

Во время форума спикеры говорили о том, что лица с инвалидностью не являются пассивными получателями благотворительности, о том, что нет деления на «мы» и «они» – на людей с ограниченными и безграничными возможностями.

Из многочисленных выступлений на форуме «Активация» мне запомнились следующие:

Шахноза Икрамова, основательница Сети инклюзивных центров развития для детей с ограниченными возможностями, говорила о том, что врачам стоит быть намного более этичными при оглашении родителям ребенка диагноза синдрома Дауна.

kak-poborot-stereotipy-svjazannye-s-ljudmi-s-invalidnostju

Владимир Зубенко, генеральный координатор общественного объединения стомированных инвалидов «USTOM» рассказал об отсутствии понятия стомированных инвалидов на законодательном уровне и необходимости закрепления данной категории.

kak-poborot-stereotipy-svjazannye-s-ljudmi-s-invalidnostju

Эльвира Лигай, преподавательница по физической культуре в школе-интернате №101 для неслышащих детей, языком жестов рассказала о том, что у неслышащих людей «просто другой язык». А также о том, что необходима школа и профессиональные преподаватели для слепо-глухих детей, чтобы они не находились в изоляции.

kak-poborot-stereotipy-svjazannye-s-ljudmi-s-invalidnostju

Как правильно

На вопрос о том, как бороться со стигматизацией людей с инвалидностью в обществе, отвечает координатор Объединенной программы ООН по проблемам людей с инвалидностью Яна Чичерина:

kak-poborot-stereotipy-svjazannye-s-ljudmi-s-invalidnostju

— Это долгий процесс, поскольку стигматизация свойственна любому обществу, и не только по отношению к таким людям.

Многие из детей с инвалидностью ограничены в доступе к образованию, которое они могли бы получить. Зачастую даже не из-за законодательства, не из-за отсутствия необходимых условий, а из-за проблемы стигматизации. Допустим, молодой человек приходит сдавать документы в колледж, он незрячий или неслышащий, или в коляске, а ему говорят идти в специализированный колледж. Некоторые родители принимают это как норму. Но есть истории тех, кто начал бороться с системой. Увы, не все понимают, что это неправильно, что их ребенок должен ходить в те учебные заведения, которые выбирает он сам, а не какая-то комиссия.

В борьбе против социальной стигматизации важную роль могут сыграть публикации в СМИ. Только необходимо учесть несколько моментов:

  • В публикации не должно быть никакой жалости, никакого запугивания (например, «этот ребенок в вечном мраке», «он бремя для семьи» и прочее).
  • Следует полностью избегать слов и выражений, которые изображают человека в качестве жертвы («страдающий от», «прикованный к коляске» и т.п.).
  • Не стоит делать из таких людей героев. Говорить о них нужно точно так же, как бы вы рассказывали о любом другом человеке. Инвалидность должна преподноситься как одна из особенностей.

Некорректно говорить «инвалид». Так о себе могут сказать сами люди с инвалидностью. Мы должны говорить «люди с инвалидностью». Поскольку личность на первом месте, а потом уже те или иные особенности человека.

 

Текст и фото: Дана Опарина

На заглавной фотографии — лауреат международных конкурсов, пианистка с инвалидностью по зрению Севара Мирсидикова.