Об особенностях национального юмора, переговорах о Темуре и о том, что может предсказать врушка.


В мае 2018 года в Ташкенте в рамках Недели польского кино состоялся мастер-класс, который провели одна из организаторов самого масштабного польского кинофестиваля «Висла» Малгожата Скулска и кинопродюсеры Анджей Вишиньски и Пиотр Скулски. В Школе искусств «FOCUS SCHOOL», где и было запланировано мероприятие, собрались слушатели трёх направлений школы: сценарной мастерской, актёрской студии и режиссуры, а также студенты Государственного института искусств Узбекистана.

После приветственной речи посла Польши в Узбекистане гости поделились с молодыми деятелями искусства опытом, рассказали о перспективах будущего сотрудничества Польши с Узбекистаном и дали несколько советов о том, что нужно делать, если ты решил связать свою жизнь с кино.

Итоги мастер-класса от польских кинематографистов в Ташкенте

Анджей Вишиньски, продюсер фильма «Любовь на подиуме», открывшего Неделю польского кино в Ташкенте:

– Ни для кого не секрет, что американское кино сегодня превосходит любое другое по зрелищности и качеству, а европейское – по смысловой и философской наполненности.  Но тем  лучше для Азии: есть шанс открыть в кинематографе что-то совершенно новое и неожиданное! Это может быть старая любовная история, но в другом антураже, и смотреться она будет по-новому, свежо.  Можно показать историю обычной деревни в Узбекистане, но показать так, что смотреть захочет весь мир. У меня, например, есть идея: через несколько месяцев я планирую приехать в Узбекистан для переговоров с вашим телевидением. Хочу снять сериал под рабочим названием «Темур как герой». Мне бы хотелось показать настоящую историю, потому что мне нравится, как вы сохраняете древнее в своей стране наряду с современным. Архитектура Самарканда так вообще – создана для кино.

А как по-вашему «врушка»? Женщина, которая берёт ладонь и говорит будущее. Сказалка? Гадалка? По-польски — врушка, и, пожалуй, я так и буду продолжать говорить. Так вот, моя знакомая врушка сказала мне много лет назад, что в будущем я стану бизнесменом, и у меня в руках окажется  хлопец, о котором мечтает весь мир. Знаете, как имя этого хлопца? Вы тоже можете мечтать о том, чтобы как-то раз получить его в руки. Это «Оскар»!

Я, конечно, не врушка, но очень надеюсь, что деятели кино Узбекистана будут ходить по «красной дорожке». Я уже прошелся и могу вам сказать, что это приятно.

Итоги мастер-класса от польских кинематографистов в Ташкенте

Малгожата Скулска:

– Это очень важно – ухватиться за любую  мало-мальски интересную идею и начать её реализовывать. Ведь иногда даже совсем незначительная и несуразная, казалось бы, мысль, способна превратиться в грандиозный, а главное полезный и нужный обществу проект. После декретного отпуска мне совсем не хотелось возвращаться на старое место работы, но и постоянно находиться дома я не могла. И подумала: почему бы мне не стать организатором фестиваля? Сначала вопросы возникали на любом этапе: какие фильмы можно показывать, а какие нет? что такое структура фестиваля? как найти волонтёров для работы, а главное – собрать деньги? Как пригласить гостей из других стран? Сейчас на нашем фестивале показывают около ста семидесяти фильмов из России и других стран-соседей. В будущем я бы хотела работать и с Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном.  Дерзайте, и у вас тоже все получится. Главное – начать.

Итоги мастер-класса от польских кинематографистов в Ташкенте

Пиотр Скулски:

Вам, молодым режиссёрам и сценаристам, главное – зашевелиться. Но для этого нужен хороший сценарий, который может тронуть вашего потенциального спонсора. Вам не нужно продавать ваш продукт всем – вам нужно найти того, кого вы зацепите. Кино – это лотерея. Никогда не знаешь наверняка, что понравится людям. Вот у нас в Польше особенно любят фильмы либо очень сильные с исторической точки зрения – как «Катынь», либо – комедии. У всех народов, у всех людей . Везде есть и чёрное, и белое, и серое. Все мы хотим развлечься, и комедия – это один из жанров, который даёт нам шанс немного отвлечься от своих проблем. Но тут есть один момент : в каждой стране свой юмор. Я вот с русскими шутил по-польски, так они обижаться начали. Так что, если использовать для фильма национальную почву, а именно национальный, колоритный юмор – это уже сто процентов успеха, но обычно такие фильмы не распространяются за пределами той или иной страны.

Самое страшное, когда кинематограф пытается доказать, что он делает большое искусство. Большое искусство выходит только случайным образом. Никогда не бывает так, чтобы ты задумал шедевр, и у тебя обязательно получился шедевр. Пятьдесят процентов успеха – это сценарий, двадцать пять – подбор артистов, остальное – режиссура, сценография и музыка. Музыка – это то, что вытягивает любой фильм. Многие фильмы терялись бы без правильной подборки музыки.

Конкуренция в мире кино огромна: но для молодых сегодня очень много шансов. Заявить о себе впервые можно и за свой счёт – оборудование сегодня вообще ничего не стоит. Раньше камера стояла 650 тысяч долларов, а сейчас можно две тысячи потратить на на камеру для любительского фильма.

Итоги мастер-класса от польских кинематографистов в Ташкенте

Монологи мастер-класса плавно перетекли в дискуссии и разговоры за обеденным столом в одном из ресторанов национальной кухни, где мыс мастерами польского кино успели поговорить не только о коммерческой стороне фильмов, но и об их философской части, о том, как важно вкладывать душу в то, что мы делаем. А романтическая комедия «Любовь на подиуме», открывшая фестиваль,  только подтвердила то, что главное в фильме вовсе не деньги, потраченные на спецэффекты. Главное  – это энтузиазм  и любовь, которые вкладывает в работу вся съёмочная группа, и которые лейтмотивом сопровождают зрителя от первой минуты до самых титров.

Итоги мастер-класса от польских кинематографистов в Ташкенте

Автор: Фарангис Авазматова

Фотографии предоставлены Школой искусств «FOCUS SCHOOL».

Организаторами мероприятия выступили Представительство ЮНЕСКО и Посольство Республики Польша в Узбекистане.