О том, что отвращение лучше, чем восторг, сомнениях и уверенности зайца-перфекциониста, постаревшем Буратино, надоедливой мухе, рекламе, критике и азарте.


Беседа с одним из самых «своеобразных» ташкентских художников Джамой Адыловым.

От автора: Мне давно хотелось пообщаться с человеком, чьи работы я «не понимаю». Во всем есть логика, а здесь она в чем?

iskusstvo-ili-v-tashkente-est-i-takoe

Ваша история за 5 минут. Время пошло

· Я учился в училище имени Бенькова на отделении «Станковая живопись». Учился дважды. Учился плохо. Был очень ленивым. Но педагоги часто забирали мои «этюды» в методический фонд. Мне, безусловно, это льстило.

· Меня отчисляли за неуспеваемость. И, думаю, это помогло мне во многом. Между поступлениями я много работал… Где попало.

· Мне всегда нравился физический труд. Иногда я даже скучаю по тем «стройкам». Романтика. Юность.

· Так или иначе, все двигалось к творчеству. Окончание училища, саморазвитие, участие в выставках. И теперь я здесь.

Равнодушие не значит ничего

Пускай работа покажется жуткой. Пускай будет противно, и ее будут считать безобразной. Но это ведь эмоции.

Будь то восторг или отвращение. Для меня важнее последнее. Хуже, если работу не заметят.

Я не сторонник «общих» выставок. Когда в зале висит 300-400 картин, зрителю сложно воспринять адекватно каждую. Так что пускай выставка будет камерной, но от одного автора.

— «Ташкентское творчество» — очень сложная стезя, в которой зачастую больше саморекламы, чем самовыражения. Как Вы относитесь к этому высказыванию?

— Здесь и сейчас. Сегодня – время «актуального искусства».

У нас нет времени дожидаться, пока оценка придет сама по себе. Поэтому реклама – неотъемлемая часть «сегодняшнего» творчества. Я не говорю о навязчивом самопиаре, но заявка быть должна.

Человек становится узнаваемым благодаря рекламе испокон веков. Без этого многие великие работы валялись бы в мастерских «без имени».

iskusstvo-ili-v-tashkente-est-i-takoe

— Все творческие люди тщеславны. Что для вас понятие «успеха»?

— Я пока не знаю, что это такое. Для меня сегодня важно, чтобы мои близкие были здоровы.

А еще, мне кажется, что успех приходит каждое мгновенье.

Например, вы сегодня навестили нас в мастерской – успех. Сделал плов в кругу друзей – тоже успех.

— Есть ли у вас цель?

— Нет.

— Как так? То есть вы плывете по течению и не принимаете никакого участия в нем?

— В воронке лучше находиться с краю, потому что, когда вы в центре, вас может засосать.

— Бывают ли моменты, когда хочется все бросить и поменять профессию?

— Это происходит каждый день.

С одной стороны, заходя в мастерскую, я чувствую некую ответственность. С другой – нет привязки к месту. Не могу стоять у мольберта целыми днями просто для того, чтобы «хоть что-то» нарисовать. Это рамки. А я склонен к ситуационизму.

Жизнь – бесконечная череда искр.

И все перманентно.

Мы верим в спектакли

С одной стороны, у нас сильная академическая школа. И я нисколько не лукавлю.

С другой – нет заинтересованности со стороны медиа к подобного рода ремеслу.

Возвращаясь к вопросу о самопиаре – наш рынок в этом плане совсем юн.

Если на Западе почти все ресурсы исчерпаны, то у нас – этот рынок практически не развит.

Современное искусство… Оно непонятное. Иногда фальшивое. Автор может нарисовать кубик, брызнуть на него краской и дать длинное название. И все. Публика рукоплещет.

Понятно, что это из пальца высосанные идеи. Но если публике нравится, почему бы и нет?

Мы верим в спектакли.

iskusstvo-ili-v-tashkente-est-i-takoe
— Ташкентской публике такое нравится?

— Смотря как преподнести.

— Вы относитесь к выставке, как к перформансу?

— Не совсем.

Я не хотел бы, чтобы моему зрителю было скучно возле моих работ. Он же тратит свое время и энергию.

Выставка объединяет и развлекает, как и плов.

— Назовите лучших, на Ваш взгляд, узбекских художников. 

— Наши художники отличаются усидчивостью и трудолюбием. В них сохранилось чувство ответственности перед своим делом. Много тех, что получили известность на Западе.

Но я боюсь обидеть, назвав имена.

— Работа мешает личной жизни?

— Нет. Она является ее составляющей. Поэтому мы ей и не кичимся.

— В феврале три ваших работы были размещены в TheBurger –Корпорация Бургеров. Меня это, мягко говоря, смутило. Картины в общепите?

— Это хорошо, что Вы смутились.

На меня вышли мои хорошие знакомые дизайнеры с необычной идеей. Мы договорились. И картины размещены здесь уже как месяц.

— Зачем?

— Просто так.

— Ваши работы противоречат Вашему внешнему виду – передо мной скромный, интеллигентный человек, который вдумчиво подбирает каждое слово. А то, что я вижу в картинах – словно «эффект зеркала» в фильме «Константин: Повелитель тьмы».

— В этом и прелесть. Художники сложные.

— Смешно. Тогда предлагаю сделать иначе: Вы покажете свои картины и дадите к ним описание. И, может быть, так в них для меня появится логика.

«Заяц-перфекционист»

iskusstvo-ili-v-tashkente-est-i-takoe

Это метафора. Все может быть.

Распахнутые руки. Странный фон. Цвет.

Перфекционист стремится к лучшему. Поэтому здесь черные бутоны. Это возможности, которые потом расцветут. Со временем их будет больше, и они поменяют цвет.

«Охотник»

iskusstvo-ili-v-tashkente-est-i-takoe

Не факт, что охотник – тот, кто «без зубов».

«Ковчег»

iskusstvo-ili-v-tashkente-est-i-takoe

Чтобы смерть не казалась совсем жуткой, я одел на нее шапочку и шарфик.

«Старый Буратино»

iskusstvo-ili-v-tashkente-est-i-takoe

Он в печали. Все ушло. Молодость, приключения. Мальвина стала взрослой. Артемон стал дворовым псом. И Буратино стар. А шапка с носом, скорее, уже «имидж в прошлом».

Триптих «Паразиты»: «Мышь», «Моль» и «Муха»

iskusstvo-ili-v-tashkente-est-i-takoe

Мышь пугливая. Моль – вредитель, но бесполезная и глупая. Муха – вредитель, жутковатая и надоедливая.

«Любовники»

10

Одно целое. Надо было что-то соединить, поэтому получились почти сиамские близнецы.

То ли это близнецы, то ли они обнимают друг друга.

«Ласка»

iskusstvo-ili-v-tashkente-est-i-takoe

Если присмотреться к глазам, видно, что он хочет ласки. Он в ней нуждается.

 

— Как относитесь к критике?

— Критика освежает.

Мы пишем такие работы, что искусствовед сам зачастую не знает, что сказать.

— Что вы посоветуете начинающему художнику?

— Больше азарта.

Порой, когда нет настроения, получается отличная картина. Когда притупляется самосознание и открывается подсознание, выходит что-то стоящее. Так что не ждите.

The Long Now Foundation

— Предположим, у Вас появилась возможность отправить в космос работы лучших художников планеты для будущих поколений. Работы каких художников Вы бы выбрали как «память о человечестве»? 

— Винсент Ван Гог, Фрэнсис Бэкон, Рузы Чарыев, Константин Коровин.

— Продолжите фразу: «Работаем, чтобы …»

— У меня нет ответа на этот вопрос.

Вся жизнь относительна.

Если загнать в угол крысу, она будет карабкаться, и у нее получится выбраться из тупика.

iskusstvo-ili-v-tashkente-est-i-takoe

 

Искусство или…  В Ташкенте есть и такое?

Рубрика: Докопались

Текст: Мария Мусакова

Фото: Сардор Алимов

  • Наталья

    Интересно!