Для Узбекистана, как и, пожалуй, для любой другой развивающейся экономики, инвестиции необходимы как воздух. Тут все рецепты давно известны.


О том, какова польза от инвестиций для нас, наверняка понятно всем. А вот о том, для чего это нужно инвесторам и как их привлечь, рассказывает наш эксперт Бахром Раджабов.

Инвестиции – важная составляющая, когда речь идёт об экономическом развитии страны. Вряд ли кто-либо будет оспаривать этот тезис. Главное, создать условия, благоприятствующие «приходу» инвестиций в национальную экономику. С этой целью в Узбекистане в последнее время предприняты целый ряд инициатив. Я бы упомянул образование Государственного комитета по инвестициям и обсуждение концепции Инвестиционного кодекса Республики Узбекистан.

Попробуем остановиться на некоторых основных аспектах инвестиционной политики и проанализировать её развитие в свете экономических реформ.

investicii-kogda-sluchitsja-prihod

Инвестиции для нас

Для страны с развивающейся экономикой наиболее предпочтительны прямые иностранные инвестиции, потому что они приходят с технологиями и человеческим капиталом, обладающим менеджерскими навыками, часто недостающими в стране. Это стандартный рецепт для развивающихся экономик.

В то же время не рекомендуется привлекать краткосрочные инвестиции, часто идущие в капиталоёмкие (а не в трудоёмкие) отрасли экономики с целью быстрой финансовой отдачи. С моей точки зрения краткосрочные инвестиции есть то же нормальное проявление в рыночной экономике. Другое дело, если возникает дисбаланс в пользу краткосрочных инвестиций, что, как минимум, свидетельствует о состоянии экономики и степени доверия к ней инвесторов.

investicii-kogda-sluchitsja-prihod

Что может быть важным ещё, так это обеспечение не только растущего уровня инвестиций на душу населения, но к тому же, равномерного распределения инвестиций по секторам и отраслям экономики. К примеру, в данном контексте, в полномочия Государственного комитета по инвестициям входит координация секторального, отраслевого и регионального привлечения инвестиций в Узбекистан. Это важно для более полного задействования всего экономического потенциала страны и недопущение недофинансирования отдельных секторов и отраслей, что может привести в дальнейшем к перекосам и однобокому экономическому развитию.

Для страны новая инвестиционная политика означает необходимость проведения масштабных экономических реформ. Впрочем, в настоящий момент это у нас и происходит.

Говоря об инвестиционной политике, следует, на мой взгляд, упомянуть о финансовых инструментах для инвестиций. В этой связи уместно говорить о фондовом рынке, и предлагаемых им и не только им (банками, инвестфондами и прочими финансовыми институтами) возможностях выгодного вложения средств. Не имея достаточно диверсифицированный финансовый рынок, сложно рассчитывать на устойчивый приток инвестиций в экономику. При всех издержках и рисках финансового рынка, его необходимость имеет место быть. Данный аспект не случайно включён в перечень задач, преследуемых в концепции Инвестиционного кодекса Республики Узбекистан.

investicii-kogda-sluchitsja-prihod

Как не спугнуть инвестора

На 2017 год по официальным данным прогнозировался приток инвестиций в Узбекистан на сумму в 4,5 млрд. долларов почти в 200 проектах.

Большую часть инвестиций планировалось освоить в топливно-энергетическом и энергетическом секторах. Это не значит, что в другие секторы экономики инвестиций не было вовсе. Это значит, что их доля несравнимо меньше, чем в топливно-энергетическом и энергетическом секторах.

Потенциально Узбекистан вполне может предложить намного больше сфер для инвесторов.

Не исключены возможности участия инвесторов в приватизации объектов и предприятий на территории Узбекистана в контексте дальнейшего разгосударствления и обеспечения меньшего государственного участия в экономике. Перспективными для инвестиций, на мой взгляд, можно назвать сферу туризма, текстильную и пищевую отрасли и другие.

Особняком стоят кредиты, выделяемые Узбекистану на инфраструктурные проекты, на развитие Узбекистана в целом. В этом ключе уместно упомянуть сотрудничество с международными организациями и финансовыми институтами – такими, как ООН, Всемирный Банк , возобновивший сотрудничество с Узбекистаном Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), Исламский Банк Развития, Азиатский Банк Развития и другие.

На самом деле, деньги «приходят» туда, где для них созданы наиболее благоприятные условия. Инвестор – «пугливая особь». Стоит раз его «напугать», и он может больше никогда не вернуться.

На деле это значит потерю ни одного инвестора, а скорее всего, целого ряда отраслевых инвесторов и инвестиций. Это может, в свою очередь, стать сигналом для других инвесторов, внимательно наблюдающих за ситуацией. В целом всё в совокупности вполне может сослужить дурную славу и повредить репутации и инвестиционному климату в стране.

Именно поэтому к любому инвестору следует относиться крайне внимательно и бережно, заботиться о том, чтобы у него не случилось негативного опыта, дабы не вызвать более крупных имидживых и финансовых издержек. Восстановить доверие зачастую крайне непросто.

Деньги любят тишину, хотя никогда не спят.

Политическая воля и защита инвестиций

Недавно, в ходе своего государственного визита в Республику Корея на Узбекско-корейском бизнес-форуме Президент Мирзиёев заявил о личных гарантиях защиты южнокорейских инвестиций.

investicii-kogda-sluchitsja-prihod

Бесспорно, это не только проявление политической воли, о чём Президент сказал в ходе своего выступления, но и сигнал инвесторам вне страны и государственным структурам в Узбекистане, чётко обозначающий позицию руководителя страны в этом вопросе – стране нужны инвестиции и их защиту следует обеспечить.

Инвестор должен чувствовать себя уверенно, сотрудничество с Узбекистаном должно быть выгодным.

Импульс, данный высшим политическим руководством, в дальнейшем может послужить стартером в масштабной работе по созданию и совершенствованию механизмов, способных обеспечить озвученное главой государства.

Следующим шагом могло бы стать подключение к данной работе бизнес-омбудсмена, а также, что ещё более важно для инвесторов, создание максимально упрощённых условий для инвестиций в экономику.

Не стоит забывать и про продолжение совершенствования законодательства в сфере инвестиций, обеспечивающего права и обязанности как инвесторов, так и Республики Узбекистан.

«Правила игры» должны быть ясными, справедливыми, взаимовыгодными.

Международный опыт, включая опыт наших стран-соседей, знает немало способов стимулирования инвестиций и привлечения инвесторов: от отмены виз до предоставления статуса резидента страны. Государство также могло бы сопровождать зарубежные инвестиции государственными инвестициями в инфраструктуру, ИКТ и так далее как в регионах, так и в столице.

На фоне изменений экономической политики по ряду аспектов дальнейшие реформы, носящие законченный характер, должны укрепить доверие и снизить неопределённость и риски для инвесторов. Это, в свою очередь, должно привести к ещё большему притоку инвестиций в экономику.

investicii-kogda-sluchitsja-prihod

 

Текст: Бахром Раджабов

Фотографии с круглого стола на тему «Совершенствование инвестиционного климата в Республике Узбекистан» и выступления Президента Ш.Мирзиёева на Узбекско-Корейском Бизнес-форуме предоставлены Международным Пресс-клубом.