Что и кто влияет на выбор?


Как сегодня школьники Ташкента определяют, кем стать? Каким образом родители помогают им в этом важном деле? Довольны ли выпускники выбранной профессией?

Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в материалах исследования, которое было проведено центром профориентации My Way совместно с агентством «DGP Research and Consulting». Изучались факторы, влияющие на выбор будущей профессии, а также степень удовлетворенности человека от принятого решения.

 

Кого исследовали?

Было опрошено 920 респондентов по городу Ташкент от 14 до 58 лет.

Опрошенных можно разделить на три группы:

  1. Поколение X (с 1963 до 1984 года рождения) – специалисты, выпускники вузов 10-25 летней давности.
  2. Поколение Y (с 1984 до 2004 года рождения) – учащиеся лицеев или колледжей, студенты вузов и молодые специалисты.
  3. Поколение Z (с 2004 года рождения) – школьники.

dovolny-li-vypuskniki-uzbekskih-vuzov-vybrannoj-professiej

Причины выбора вуза у X и Y

Выпускники вузов, относящиеся к поколениям Х и Y, сошлись в том, что основной причиной выбора  было обучение интересующей специальности (39% поколения Х и 32% поколения Y). Немаловажными факторами также были высокое качество обучения и престижность учебного учреждения. Причём для поколения Y престижность и высокое качество обучения оказалось важнее, чем для поколения X – на 7% и 4% соответственно.

dovolny-li-vypuskniki-uzbekskih-vuzov-vybrannoj-professiej

 

Сослагательное наклонение возможно

Если бы у представителей поколений X и Y была возможность вновь выбрать то же самое учебное заведение, только 60% не изменили бы свой выбор.

Примечательно, что среди тех респондентов, которые выбрали бы другое учебное заведение, превалируют те, кто выбрал вуз либо из-за отсутствия вступительных экзаменов, либо по желанию родителей. Это ещё раз напоминает о том, как важно делать выбор профессии осознанно, основываясь на собственных предпочтениях.

dovolny-li-vypuskniki-uzbekskih-vuzov-vybrannoj-professiej

 Выбор профессии и общая удовлетворенность жизнью

В настоящее время 47% респондентов работают в частных организациях, 22.3% — в бюджетной сфере и 11.2% опрошенных составляют госслужащие. 64% всех опрошенных сегодня работают по специальности, полученной в вузе.

Главными причинами, по которым респонденты не работают по специальности, являются невозможность найти место работы с достойной зарплатой или желание попробовать себя в новых сферах деятельности.

Стимулы выбора профессии имеют влияние на уровень удовлетворённости профессией и на то, работает ли респондент по своей специальности или нет. Так, востребованность профессии и высокий уровень ее оплаты в 2 раза увеличивают вероятность того, что респондент продолжит работать по изначально выбранной им профессии.

Все респонденты из сферы здравоохранения работают по своей первоначальной специальности. Респонденты, обучаемые гуманитарным наукам, по большей части, не работают по специальности.

Респонденты также отвечали на вопрос о том, оправдались ли их студенческие ожидания относительно будущей карьеры или нет. Около 56% респондентов заявили, что ожидание от будущего не оправдались в полной степени. dovolny-li-vypuskniki-uzbekskih-vuzov-vybrannoj-professiej

Взгляд молодых

Выбранная сфера обучения напрямую зависит от пола респондента. Женщины в большинстве своем склоняется к гуманитарным сферам, которые включают в себя философию, педагогику, филологию, политику и литературу. Мужчины чаще выбирают точные и технические сферы, в которые входят такие категории как инженерия, технологии и программирование.

Около 50% учащихся школ, профессиональных колледжей и академических лицеев считают, что высшее образование необходимо для обеспечения успешной жизни.

Поэтому 80% учащихся академических лицеев прибегают к услугам репетиторов в связи с предстоящими вступительными экзаменами. Среди учащихся колледжей это число составляет порядка 68%. В школе каждый второй старшеклассник считает необходимым заниматься с репетиторами.

Выбор поколения Z

Выбор будущей профессии начинает стоять перед подростком достаточно остро, начиная с 9 класса. Свыше 60% респондентов, планирующих продолжить обучение в школе, уже выбрали будущую профессию и подходящий вуз. Однако 52% школьников не смогли дать конкретного ответа на вопрос о профессиональных планах на ближайшие 10 лет.

По окончанию 9 класса больше половины школьников планируют остаться в школе. 16% учащихся школ сегодня планируют продолжить обучение в лицеях или  колледжах.

 

Взгляд родителей на выбор ребенка

Помимо школьников в опросе приняли участие их родители. Это помогло определить степень родительского влияния на выбор ребенка. Около 77% родителей уверены, что их дети самостоятельно выбрали будущую профессию. Однако лишь 67% школьников разделяют это мнение.

Кстати, выбор профессии согласно пожеланиям родителей в большинстве случаев влечет за собой смену профессиональной деятельности в будущем.

dovolny-li-vypuskniki-uzbekskih-vuzov-vybrannoj-professiej

Чего не знают Y и Z?

Примечательно, что учащиеся лицеев, колледжей и школьники не смогли назвать в среднем более 30 профессий в течение 5 минут. Между тем, в мире существует порядка 50 000 видов деятельности.

29 профессий повторялись чаще всего, среди них такие как: предприниматель (9%), врач (7%), программист (6%), юрист (5%), преподаватель (5%), переводчик (5%) и т.п. dovolny-li-vypuskniki-uzbekskih-vuzov-vybrannoj-professiej

Как помочь молодым?

По результатам опроса выявлено, что люди, которые не удовлетворены качеством своей жизни, хотели бы поменять профессию или учебное заведение. Это ещё раз подтверждает важность того, что человеку важно заниматься работой, которая приносит удовольствие и удовлетворение.

На сегодняшний день осведомленность о профессиях у учащихся школ, колледжей и лицеев ограничена личным опытом родителей и родственников. Огромное внимание при выборе будущей профессии уделяется ее популярности и престижности.

Зачастую учащиеся совершают выбор неосознанно, что не позволяет в полной мере реализовать профессиональный потенциал человека и негативно влияет на качество его жизни.

Сегодня необходимо выявлять способности молодого поколения для инновационного развития страны. Чтобы лучше узнать себя и правильно определить верное направление, молодым людям необходима помощь профессиональных психологов-профориентаторов.

Первостепенная задача таких специалистов – научить ребят полагаться на себя и при выборе будущей профессии исходить из собственных талантов и способностей и сделать осознанный выбор своего жизненного пути.

 

Текст: Екатерина Запитецкая

Материалы предоставлены центром профориентации MyWay.