Мнение зарубежного эксперта.


В Ташкенте прошел II Центральноазиатский международный экологический форум ЦАМЭФ 2018.

Его организаторы — Правительство Республики Узбекистан, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды и Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА).

Проблематика, обсуждаемая во время работы ЦАМЭФ, была столь широка и разнообразна, что и по прошествии достаточного количества времени, мы вновь возвращаемся к тому, о чем говорилось во время его мероприятий. И потому сегодня RedPen предлагает еще одну статью из серии об одном из самых крупных международных событий этого года.

 

Во многих странах мира велосипед стал или становится важнейшим средством передвижения на городских улицах. И это не случайно. Есть ряд аргументов: он экологически чист, полезен для здоровья, разгружает город от потока машин, занимает небольшое пространство и, что очень важно, делает город более дружелюбным, человечным и привлекательным для туристов.

Елена Ерзакович, директор Общественного Фонда «VeloFriends» рассказала, как велотранспорт завоевывает улицы Алматы и становится популярным у жителей города:

— Я приехала в Ташкент для участия в Экофоруме, чтобы представить проект «Зелёная устойчивая мобильность в городах».

chto-nuzhno-chtoby-stat-velosipednym-gorodom

Последние 6 лет Алматы стал пилотным регионом для апробирования различных практик в области устойчивой мобильности. Поначалу была разработана Стратегия устойчивого транспорта, где представляли и рассчитывали индикаторы, по которым город должен отслеживать свой прогресс по внедрению технологий, направленных на сокращение выбросов от транспорта.

Самым большим компонентом в крупных городах остаётся общественный транспорт. Мы рассматривали, как сократить выбросы от него. Кроме этого в нашем проекте был большой компонент, связанный с вело-пешеходными передвижениями. Подчеркну, что все города мира на сегодняшний день делают большой акцент на активную мобильность как способ оздоровления населения, увеличение подвижности.

Вторая часть нашего проекта была посвящена разработке инфраструктуры, которая будет влиять на безопасность пешеходов и велосипедистов.

Безопасность – это ключевой вызов для современных городов. Если люди не чувствуют себя в безопасности, то их ни за что не убедишь передвигаться на велосипеде.

В рамках проекта мы проводили не один тренинг для инженеров, которые проектируют дороги. А также делали пилотные проекты, чтобы показать, как должны выглядеть идеальные велодорожки.

chto-nuzhno-chtoby-stat-velosipednym-gorodom

Исходя из интереса Ташкента, я презентовала те подходы, которые должны учитываться при реализации подобных проектов. Незадолго до ЦАМЭФ-2018 наша команда в Алматы принимала делегацию из Ташкента. В ее составе были представители районных хокимиятов, которые проявляли интерес к развитию подобной инфраструктуры. Наибольший интерес был к Bike Sharing Systems – к системе «общественного велосипеда», которая в Алматы завоевала очень большую популярность. Расширение площадей велодорожек прямо пропорционально увеличению велопоездок, что говорит о хорошем, здоровом тренде.

Какие ошибки в реализации проекта, которые были в Алматы, вы бы рекомендовали учитывать при развитии вело инфраструктуры в Ташкенте?

— Прежде всего, нужно сразу формировать сеть. И даже если вы начинаете делать какую-то одну дорожку, вы должны понимать, как она будет встроена в будущую велосеть.

Если мы говорим о транспортной инфраструктуре, а не о поездках в парках или за городом, то мы должны предлагать велосипедистам понятную маршрутную сеть

Именно поэтому мы рекомендовали прокладывать велодорожки по улицам, которые наиболее благоприятные для велосипедистов, там, где нет большого автомобильного трафика или есть хорошая тень. Что немаловажно в наших азиатских городах в летний зной.

Второй аспект, который важно учитывать сразу – это безопасность велодорожек. Попытки нарисовать просто полосу на асфальте не являются хорошим решением. Наши автомобилисты не очень привыкли к велосипедистам и для этого нужно время. Поэтому необходимо какое-то физическое отделение от проезжей части. Кроме того, бывают ошибки в городах, когда начинают отбирать пространство у пешеходов и рисуют велополосы на пешеходных дорожках, что порождает неминуемые конфликты. Это плохая практика.

В городе должна формироваться бизнес-стратегия. Например, у компаний, офисных зданий, учебных заведений должны формироваться велопарковки. В офисах необходимо предусмотреть помещение, где можно было бы переодеться после дороги. Это демонстрирует дружественность офисов к зелёному транспорту.

А еще нами были проведены исследования и выяснилось, что там где есть велосипедные трассы, очень хорошо развивается малый бизнес. Потому что велосипедисты чаще совершают различные покупки или чаще посещают небольшие кафе.

— Видны ли результаты данного проекта?

— Да, в Алматы велосипедистов визуально стало гораздо больше. Велосипед в тренде у молодёжи. В прошлом году был 1% перемещений на велосипеде по городу. С каждым годом эти показатели будут увеличиваться. В Алматы идёт перекраивание улиц, меняем пространство, а в Ташкенте это сделать очень легко, так как у вас очень широкие дороги и улицы. Главное, чтобы это была небольшая физическая сегрегация от автомобильного потока. Велодорожки не требуют какого-то особого ухода, может только уборки в зимний период.

chto-nuzhno-chtoby-stat-velosipednym-gorodom

Для популяризации велосипедного вида транспорта мы проводим велофестивали. В этом году он был приурочен к Всемирному дню велосипеда. Мы попытались объединить те организации, которые велосипед воспринимают как бы с разных сторон – это те, кто занимается велотуризмом или связаны с бизнесом, продажей всего того, что связано с велосипедами. Ярким событием фестиваля является детский веломарафон – большие велогонки на стадионе для детей от 2-х до 7-ми лет. В этом году приняло участие более 250 детей. Эти мероприятия очень нравиться детям, а через детей мы воздействуем на родителей.

Вместо заключения

Когда появится этот вид транспорта на наших улицах – вопрос времени. Но для развития велосипедной инфраструктуры требуется учитывать много факторов, таких, как безопасность, развитие взаимосвязанной сети велодорожек, велопарковки, безопасное хранение велосипедов и многое другое.

Возможно, поэтому сегодня для ташкентцев, хокимията столицы, для приверженцев активного образа жизни важен имеющийся опыт и успешные практики в этой сфере. Ведь на чужих ошибках учатся…

chto-nuzhno-chtoby-stat-velosipednym-gorodom

 

Текст и фото эксперта: Наталья Шивалдова

 О том, с какими проблемами сталкиваются велосипедисты Ташкента, читайте здесь.