Не будем лукавить и писать, что нам был открыт секрет создания хорошей статьи и «продающего» текста. Мы этого и не ждали, потому как реалисты. 


Пишем, как есть: получили прямолинейные ответы, что нынче редкость. А что еще важнее – мнение профессионала, который не скупится в выражениях, обозначая собственную точку зрения.

Мнение: Фархад Кучкаров

Стратег, копирайтер международного брендингового агентства Depot WPF. Сооснователь проекта о рекламе в Центральной Азии — AdAsia, соорганизатор Центральноазиатского фестиваля рекламы RJF. Обладатель множества наград по рекламе и дизайну в составе агентства Tomatdesign, среди которых «Каннский лев». Лектор Ташкентской школы рекламы и дизайна .

chestno-v-lob-o-kopirajte

— Что значит успешный копирайтер?

Успешный копирайтер? Не сочтите за снобство, но отвечу так же, как звучит вопрос. Успешный копирайтер — это копирайтер, у которого есть пентхаус в центре, безлимитная Visa и Aston Martin DB-10.

— Что же такое копирайтинг на самом деле? Это простое написание статей, верно? 

Верно. Но, не только это. Собственно, об этом моя «лекция». Она же рассуждение на эту тему. Не хотел бы раскрывать все мысли на этот счет.

— Есть ли у вас секрет написания хорошей статьи? 

Мое личное мнение: секрет отличной статьи — это сама тема, суть, материал. Это так называемое «мясо» и вывод – то, что человек должен вынести из статьи. Можно как угодно извращаться лингвистически, мастерски владеть словом, орфографией, грамматикой, козырять оборотами и идиомами, но если изначально тема несущественная и никакой пользы для человека статья не несет – то это плохо. Хотя так или иначе, даже самая плохая статья может найти своего читателя или того, кто вынесет для себя пользу из нее. Хотя бы поймет, как писать не надо.

— Каким должен быть «продающий» текст?

Он должен продавать. Хотя, если честно, ни один текст в мире не способен продавать сам по себе… как и слоган, как и логотип… Давно известно, что продает совокупность правильно применяемых инструментов при условии наличия спроса, качественного продукта и т.п. Разумеется, мы также должны учитывать, что вы имели ввиду под «продающим текстом» – оффлайн или онлайн коммуникацию. Правильно говорить, наверное, что перед каждым текстом и словом стоит конкретная задача, и, если он ее выполняет, значит он продает. Самый продающий текст на сегодня это Sale или «- 70%». Но, ни один из них рядом не валялся перед словом «Бесплатно».

Честно «в лоб» о копирайте

— Почему вы решили преподавать в Школе? Вам не жалко делиться тем, что «нажито непосильным трудом»?

Мне не только не жалко делиться – моя цель поделиться для того, чтобы кто-то в итоге встал и сказал: «Чувак, да ты гонишь. Что ты несешь? На самом деле, все обстоит вот как…». Скажу сразу, я не учитель, у меня нет сертификата коуча или тренера по бизнесу. Я решил преподавать по ряду причин, среди которых и приглашение друга, и желание посетить Родину, и моя деятельность в качестве редактора сайта о рекламе. Последний фактор, конечно, самый важный. Так как для того, чтобы у меня был контент для этого самого сайта, необходимо, чтобы рынок что-то давал. А рынок не дает, потому что мало опыта, мало скилзов и прочее. И, как говорится, кто, если не мы.

— У вас были учителя в профессии, или все проходило методом проб и ошибок?

Каждый профессиональный контакт, каждый диалог на профессиональную  тему – это и есть учителя. Неважно, клиент это, аккаунт, курьер или креативный директор. У каждого чему-то учился и учусь.

— Как вы относитесь к критике?

Я мечтаю, чтобы в Центральной Азии был хоть один профессиональный, компетентный критик. Как, например, Алексей Михайлов (aka Креатин) в России. Критика полезна в нашей работе. Но у нас ее часто путают с bullying и хамством. Еще не видел объективной оценки.

Честно «в лоб» о копирайте

— Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?

Периодически бывает, что скрывать. Но секрет в том, что мне действительно нравится то, что я делаю. Несмотря на то, что мы жутко нервничаем каждый раз, и не всегда выдаем «каннские кейсы», и читаем порой очень странные клиентские комментарии, и многое другое. Это просто часть игры.

— Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?

Ежедневно. Мы работаем в коммуникационной сфере. А один из главных секретов успешной коммуникации – это компромисс.

— В любом деле есть переломные моменты. Какие были у вас?

Пожалуй, переломом в моей профессиональной жизни я считаю тот день, когда мне предложили работать в URA Marketing. До этого я ничего не знал о рекламной / коммуникационной отрасли и был в том состоянии, когда ты понятия не имеешь, чем ты будешь заниматься после окончания университета.

— Что мешает жить, а что помогает?

Мне кажется, что только сам человек может помешать или помочь себе жить. Не существует никаких обстоятельств, внешних факторов. Мы сами создаем все вокруг, самих себя, свои отношения. Если я скажу, что мне мешают жить новости, то тут же отвечу себе: «Не читай». Если меня раздражает какой-то человек, то всегда есть способ закончить эти отношения. Если я скажу, что меня бесит политика, то я должен осознавать, что я ничего в ней не смыслю, а, значит, бесит меня именно мое незнание, а не политика. Адекватность – вот, что может помочь выжить в нашем мире. А помешать — только сами себе.

Честно «в лоб» о копирайте

 

Честно «в лоб» о копирайте

Мнение: Фархад Кучкаров

Фото: Станислав Магай, Мария Мусакова

В рамках специального проекта RedPen & Школа рекламы и дизайна

  • keetano

    Короче, я так понял у вас ряд статей (подозреваю, будут еще), цель которых под видом интервью пиарить ШД, не забывая ставить на нее ссылки.