Один из самых известных пианистов мира выступил с концертом в родном Ташкенте.

О единственно правильном решении, трех самых важных людях, причинах отказа от конкурса Чайковского и дисциплине – в эксклюзивном интервью нашему изданию.


Бехзода Абдураимова называют «пианистом демонической силы», «невероятным талантом» и даже «новым Горовицем». Газета «Times» обозначила его «мастером во всех смыслах».

Он родился в 1990 году в Ташкенте в семье преподавателя музыки и ученого-физика. Талант мальчика проявился достаточно рано. В пятилетнем возрасте он начал свое обучение игре на фортепиано в знаменитой «Успенке» (ныне – РСМАЛ им.В.А.Успенского) у легендарного педагога Тамары Афанасьевны Попович. Дебют с симфоническим оркестром у музыканта состоялся, когда ему было всего 8 лет, и с тех пор его имя постоянно значилось в афишах Ташкента, городов Узбекистана и ближнего зарубежья.

Окончив лицей, Бехзод поступает в Международный музыкальный центр при Park University (Канзас, США) в класс к известному пианисту, лауреату международных конкурсов, нашему соотечественнику Станиславу Юденичу.

bexzod-abduraimov-15-minut-na-intervyu

Список достижений пианиста велик – это победы на республиканских и международных конкурсах в Узбекистане, Казахстане, Италии, США и других странах, участие в различных международных  проектах. Самым важным событием для развития его международной карьеры стала победа на Международном конкурсе пианистов в Лондоне в 2009 году, где 18-летний Бехзод получил Гран-при. С тех пор география его выступлений значительно расширилась. В 22 года Бехзод записывает свой первый сольный диск, который сразу получает несколько премий.

Музыкант сотрудничает с такими известными дирижерами, как Владимир Ашкенази, Кшиштов Урбанский, Василий Петренко, Шарль Дютуа, Владимир Юровский, Дэвид Цинман, Андрей Борейко, Пинхас Цукерман, Валерий Гергиев и другими.

Сегодня концерты пианиста расписаны на три года вперед.

ИНФО. Бехзод Абдураимов играл 3 декабря 2016 года во Дворце Форумов «Узбекистан» на Гала-концерте Международного фестиваля искусств «Золотая осень» в сопровождении Национального симфонического оркестра Узбекистана под управлением лауреата международных конкурсов Азиза Шохакимова.
В рамках данного фестиваля в октябре и ноябре в Ташкенте прошли также вечера классической, камерной, инструментальной и джазовой музыки, концерты «Приношение Моцарту» камерного оркестра «Туркистон» и концерт Государственной хоровой капеллы «Ave Maria». Узбекистан посетили зарубежные исполнители – Владимир Свердлов-Ашкенази (Россия), Юрий Гандельсман (Израиль\США), Рошелль Сеннет (США), Игорь Калнин (Россия), Алессандро Сафина (Италия) и другие.
Организатор фестиваля – Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан.

Выступление Бехзода Абдураимова 3 декабря стало настоящим подарком для ташкентских слушателей. Представив публике Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, пианист продемонстрировал невероятно мастерское владение инструментом. Он настолько поразил слушателей своей немыслимой техникой, безупречным звуком, великолепной педализацией, сумасшедшей энергетикой и драйвом, что весь зал слушал его, затаив дыхание.

bexzod-abduraimov-15-minut-na-intervyu

Как известно, Концерт Чайковского входит в репертуар всех крупных пианистов мира. Поэтому перед исполнителем стоит довольно трудная задача – найти свою неповторимую трактовку этого произведения. Бехзоду Абдураимову это, бесспорно, удалось.  Слушатели, как правило, привыкли к тому, что это виртуозный классический концерт. В тот вечер мы услышали абсолютно романтическое прочтение знаменитого произведения. Несмотря на то, что Бехзод – яркий виртуоз, в его интерпретации произошел несравненный синтез невероятной пылкости чувств и страстности с поэтическим слышанием и трогательно хрупкой лирикой.

Быстрые, неистовые пассажи Чайковского в его исполнении воспринимаются не как испытание на прочность, а как миг безмятежной радости /«Los Angeles Times»/

Пианист упивался каждой нотой, а восторженная публика не могла сдержать переполняющие ее эмоции. Музыканта бесконечно вызывали «на бис». Зрители в его исполнении услышали «Сицилиану» Вивальди в обработке Баха, что было несколько необычно для исполнения «на бис». Но это было настолько тонко и проникновенно, что  вызвало у  публики искренние слёзы восхищения. Была также исполнена искрометная «Кампанелла» Листа – достаточно «традиционный» бис, однако тоже в абсолютно индивидуальной трактовке.

Спустя день после триумфального выступления Б.Абдураимов посетил свою Alma mater – Республиканский специализированный музыкальный академический лицей имени В.А.Успенского, где встретился со своими преподавателями и провел мастер-класс для учащихся фортепианного отдела. Пианисты были рады услышать замечания и советы выдающегося музыканта.

А после, несмотря на невероятную занятость, он согласился ответить на наши вопросы.

— Бехзод, у Вас очень интенсивная концертная деятельность. Как Вы с этим справляетесь?

— Дисциплина. В первую очередь, дисциплина. Я не могу вспомнить, когда в последний раз спал больше четырех часов. На самом деле, очень много времени провожу за инструментом, ведь репертуар постоянно пополняется, меняется.

Через несколько дней у меня сольный концерт в Париже, а 13 декабря буду играть с оркестром Второй концерт Сен-Санса. Потом, правда, перерыв аж на две недели. Но после – Пятый концерт Бетховена, далее надо выучить концерт Шостаковича, затем еще один сольный концерт…

bexzod-abduraimov-15-minut-na-intervyu

Помимо «стандартного» репертуара – концерты Чайковского, Прокофьева, Рахманинова, есть еще камерная музыка. Мне предстоит сыграть в дуэте с замечательным норвежским виолончелистом Трулсом Морком, чего я очень жду. Мы исполним сонату Рахманинова, а там тоже есть что поиграть! Еще 5-6 лет назад не было такого количества концертов. Все появилось постепенно.

— Не думаете ли Вы о педагогической деятельности?

— Преподавать – это такой страшный труд! Есть гении, которые и играют, и с легкостью преподают. Я в ближайшем будущем пока не планирую. Но если вдруг попросят провести мастер-классы, я всегда рад, ведь они  бывают очень полезными. Хотя, на мой взгляд, они  подчас могут вводить ученика в некое заблуждение: один человек говорит так, другой – иначе. Особенно если ученик еще маленький.

 — Вы – ученик знаменитой Тамары Афанасьевны Попович. Какую роль она сыграла в Вашей жизни?

— Ключевую. В моей жизни, в моем становлении как личности и музыканта сыграли огромную роль три человека – мама, Тамара Афанасьевна и Станислав Юденич. Именно и только они. У меня нет огромного списка людей.

 — Сейчас Вашим наставником является Станислав Юденич. Как он повлиял на Ваше развитие?

— Он мой наставник, ментор, «путеводитель». Он – единственный человек, который знает меня «от и до». Мы понимаем друг друга с полуслова. А главное качество, за которое я его уважаю – это то, что он всегда говорит правду. Он не позволит утонуть в комплиментах, и я очень счастлив, что в моей жизни есть такой человек.

bexzod-abduraimov-15-minut-na-intervyu

У меня была возможность поехать учиться во многие престижные учебные заведения, но я поехал в Канзас-сити, к нему, и это, пожалуй, одно из самых правильных решений в моей жизни. Для меня он – самый настоящий музыкант. Музыкант номер один.

 — Мировая пресса пишет о Вас как о полностью сформировавшемся музыканте. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Я очень рад (смеется). Но предела совершенству в нашем деле нет. Всегда надо работать над собой, искать. Мне кажется, что музыкант формируется всю жизнь.

— Как Вы относитесь к международным конкурсам?

— Конкурс – это всегда толчок в развитии. Я довольно рано выиграл крупный международный конкурс – мне было 18 лет. Это, конечно, не конкурс Чайковского, но тем не менее, очень серьезный, четырехтуровый и еще с предварительным прослушиванием. Я был самым младшим участником.

Вообще, есть несколько важных факторов для развития музыканта – талант, правильные амбиции, а главное – труд и дисциплина. От этого зависит все.

 

— Все ждали Вашего участия в Международном конкурсе имени Чайковского. Почему Вы отказались?

— Мы не спортсмены, чтобы собирать медали. Это все делается ради искусства. Я был приглашен на этот конкурс лично Валерием Абисаловичем Гергиевым, но из-за напряженного графика был вынужден отказаться. Тогда я только что вернулся из тура по Америке и принял решение немного отдохнуть. По интернету поползли не очень хорошие слухи, что было не очень приятно. Такой престижный конкурс нужен, прежде всего, для продвижения концертной деятельности, а у меня и так по 90-100 концертов в год.

bexzod-abduraimov-15-minut-na-intervyu

— Скучаете ли вы по Родине?

— Есть города, куда я приезжаю в первый и последний раз. Ташкент, безусловно, город, в который я рад возвращаться вновь и вновь. Конечно, не нужно так делать – приезжать из другой страны и, не отдохнув, сразу играть. Но в этот раз так получилось, что я, прилетев, не спал, практически не ел. Но откуда-то взялись силы, я себя очень хорошо чувствовал на концерте, осознавая, что я дома.

Не верится, что скоро уже 10 лет, как я уехал. Иногда, как только предоставляется малейшая возможность, я прилетаю домой хотя бы ненадолго. Последний раз, например, я прилетал на 23 часа…

— Каких перемен в нашей музыкальной культуре Вы бы хотели?

— Мне кажется, стоит подумать над строительством специального концертного зала с хорошей акустикой. Пусть он не будет огромным, но чтобы он целиком и полностью был приспособлен для концертов классической музыки.

bexzod-abduraimov-15-minut-na-intervyu

У меня есть друг, он работает с акустикой и является в этом деле настоящим профессионалом. Его зовут Ясухиса Тоёта. Среди его работ – акустика залов Дома музыки в Хельсинки, Эльбской филармонии в Гамбурге, Сантори-холл в Минато, Концертного зала имени Уолта Диснея, Big Concert Hall в Стенфордском университете, концертного зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Было бы просто замечательно, если бы он этим занялся.

— Когда Вы в последний раз играли в Ташкенте? Изменился ли город за это время? Изменились ли люди?

— Выступал в последний раз в 2010 году на саммите ШОС. Город, конечно, меняется, обновляется, движется вперед, что не может не радовать.

— Как Вы оцениваете организацию концерта? Понравился ли Дворец Форумов?

— В целом, я доволен. Организаторы старались, как могли. Правда, были проблемы с акустикой, ведь этот зал все же не совсем приспособлен для таких концертов. Также были проблемы с инструментом, с которым было тяжело управиться в силу его непредсказуемости. Рояль, сразу скажу, оказался «стучащим». Было тяжело играть в тихой динамике – при нажатии на клавишу он мог либо «закричать», либо не прозвучать совсем. Чтобы как-то подстроиться под него, пришлось жертвовать многими красками.

bexzod-abduraimov-15-minut-na-intervyu

Сам Дворец Форумов – замечательное здание, мне там очень нравится. Недавно случайно прочитал список лучших строений – и по мнению одной Штутгартской дизайнерской компании в него включено также здание нашего Дворца Форумов.

 — Как Вы считаете, Ваша интерпретация Первого концерта Чайковского окончательно сложившаяся или Вы все еще продолжаете искать?

— Скажу сразу, я всю жизнь буду над этим работать. Даже если я играл этот концерт раз сто, все равно каждый раз я нахожу что-то новое. Вообще  в музыке Чайковского главное – отнестись к произведению как можно проще. В нотах все написано, не надо ничего лишнего придумывать. Главное, чтобы она проходила через ваше сердце.

Знаете, в первый раз я сыграл  Концерт Чайковского в 13 лет. Недавно, послушав запись  этого выступления, подумал: «Много же сил было у меня!» (смеется). Если какой-то музыкант утверждает: «Все, именно так я буду это играть всегда», значит у него проблемы.

 — Вы играли с оркестрами разных стран. Как вы оцениваете выступление с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана?

— Я был приятно удивлен. У меня не получилось приехать раньше, поскольку накануне у меня был концертный тур по Израилю. И потому у нас была лишь одна репетиция, но мы смогли более или менее нормально сыграться. Хотя работать, безусловно, надо. На репетиции они играли значительно лучше.

— Планируете ли Вы гастроли в Ташкенте в ближайшем будущем? Очень бы хотелось услышать Ваш сольный концерт.

— Очень хочу приехать на Родину с сольным концертом и буду несказанно рад, если это получится.

 

P.S.: Бехзод Абдураимов является знаменем Узбекистана за рубежом. Соотечественники могут гордиться тем, что этот гениальный музыкант прославляет Родину в различных уголках земного шара, заставляя рукоплескать узбекской фортепианной школе в разных странах мира. И как было сказано в Washington Post: «Здесь ни одна похвала не будет чрезмерной – просто не теряйте его из виду».

bexzod-abduraimov-15-minut-na-intervyu

 

Текст: Елизавета Погудина