Гастроли 36 лет спустя.


26 и 27 сентября 2018 года в Ташкенте на сцене Дворца Международных Форумов выступает Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева (ГААНТ). 

Организаторами этих благотворительных концертов стали «Газпромбанк», АО «Узбекнефтегаз» и Международная нефтесервисная компания «Eriell Group».

 

Ташкентской публике была представлена легендарная программа ансамбля – «Танцы народов мира». За два с лишним часа мы совершили путешествие по разным странам и влюбились в танцевальное наследие каждой из них.

Открыл концерт Русский танец «Лето» — чудесный красно-белый сувенир с затейливыми хореографическими узорами.

balet-igorja-moiseeva-v-tashkente-realnost-kruche-ozhidanij

Далее началась цепь открытий и удивлений – калмыцкий, крымско-татарский танцы, «Молдавская сюита», кадриль «Картинки прошлого». Основатель ансамбля Игорь Моисеев не выделял в группе солистов: каждый участник постановки мог исполнять как главные, так и второстепенные роли. И этот принцип «работает» в коллективе до сих пор, поэтому уровень профессионализма каждого из танцоров – а их на сцене было 80 человек – просто фантастический.

Кульминацией первого отделения стала сюита греческих танцев «Сиртаки». Зал аплодировал, требовал «на бис» и после повторного исполнения буквально искупал танцоров в овациях. Создалось ощущение, что Ташкент невероятно греческий город.

Без преувеличения бурю восторгов и шквал аплодисментов вызвали номера второго отделения. Здесь были представлены несколько восточных композиций: корейский танец «Трио», для подготовки которого тогдашний руководитель Северной Кореи Ким Чен Ир отправлял в Москву костюмы и балетмейстера; изысканный женский «Памирский танец» и на радость всем нам феерический «Узбекский танец с блюдом». Кстати, это был единственный в программе сольный номер – только танцор, ляган и сопровождение дойры – полнейший минимализм, но максимум артистизма и виртуозности!

balet-igorja-moiseeva-v-tashkente-realnost-kruche-ozhidanij
«Узбекский танец с блюдом». Фото с официального сайта ГААНТ им.И.Моисеева

Завершили моисеевцы свое выступление ставшим их «визитной карточкой» «Яблочком». Когда-то я смотрела этот хореографический шедевр Моисеева по телевизору и долго находилась под впечатлением. И потому, когда ведущий объявил этот номер, восторгу моему не было предела, поскольку удалось увидеть это вживую, почувствовать мощнейшую энергетику танцоров и реакцию зала.

 

Для тех, кто не в теме

ГААНТ является первым в мире профессиональным хореографическим коллективом, который занимается художественной интерпретацией и популяризацией танцевального фольклора народов мира.

Он был создан в 1937 году одним из самых выдающихся хореографов ХХ века Игорем Моисеевым. Кстати, именно ради работы в ансамбле он оставил академическую сцену и должность солиста и балетмейстера Большого театра.

«Народные танцы рождаются у каждого народа по тем законам, по каким рождается язык народа. Так что по существу это подлинное явление искусства. Почему этого никто не мог понять раньше, я не знаю. Так получилось, что я это понял раньше других и решил это обнажить и выявить народный танец как определённую национальную систему, как национальный язык», — сказал в одном из интервью Игорь Моисеев.

balet-igorja-moiseeva-v-tashkente-realnost-kruche-ozhidanij
«Танец бессарабских цыган». Фото с официального сайта ГААНТ им.И.Моисеева

Чтобы воссоздать точные образцы танцевального творчества, ансамбль проводил консультации с музыкантами, фольклористами, историками, выезжал в фольклорные экспедиции для изучения материала. По словам Мастера: «В жизни ансамбля было одно счастливое обстоятельство: коллектив быстро получил признание и на протяжении десятилетий не знал провалов».

Игорь Моисеев работал с коллективом до самой смерти и, даже находясь в больнице, давал рекомендации танцорам после просмотра видеозаписей репетиций ансамбля. Он умер 2 ноября 2007 года, не дожив двух месяцев до 102 лет. За более чем 70 лет работы Игорь Моисеев поставил около 300 произведений.

После смерти своего основателя и художественного руководителя ансамбль получил его имя. С 2011 года должность художественного руководителя-директора ансамбля занимает Елена Щербакова.

balet-igorja-moiseeva-v-tashkente-realnost-kruche-ozhidanij
«Танец аргентинских пастухов». Фото с официального сайта ГААНТ им.И.Моисеева

На 2012 год в коллективе работало уже седьмое поколение моисеевцев: 90 артистов балета и оркестр из 32 музыкантов. Репертуар ансамбля превысил 300 оригинальных номеров. В 2015-м ансамбль получил статус особо ценного объекта культурного наследия народов России.

 

Размышления после концерта

В культурной жизни нашей столицы стали происходить интересные события. И гастроли легендарного Балета Игоря Моисеева именно из их числа. Особо хочу подчеркнуть, что концерты эти благотворительные, и в числе зрителей были учащиеся Высшей школы хореографии, солисты балета ГАБТа, представители нашей творческой интеллигенции. В этой связи хочется поблагодарить представителей российского и отечественного крупного бизнеса за организацию подобных проектов и вклад в развитие культуры.

В заключение концерта художественный руководитель-директор ГААНТ Елена Щербакова сказала:

balet-igorja-moiseeva-v-tashkente-realnost-kruche-ozhidanij

— Мы вновь приехали в Узбекистан 36 лет спустя. Наверняка, в зале находятся люди, которые помнят те выступления. Но большинство видят нас впервые. Очевидно, что сейчас начинается новый этап в развитии культурных связей между нашими странами. И мы надеемся, что теперь все возможно. Так что гастроли наши в вашем прекрасном городе могут стать ежегодными.

Эти слова были поддержаны бурными аплодисментами зрителей. И уверена, что выступления Балета Моисеева всегда будут собирать полные залы. Ведь в репертуаре ансамбля более 300 хореографических композиций. Есть даже скандально известные – например, в 1961 году Игорь Моисеев поставил номер, который назвал пародией на рок-н-ролл «Назад к обезьяне». Был ажиотаж у зрителей и скандал в Кремле. Восстановили номер лишь спустя 30 лет. Вот я хотела бы посмотреть моисеевский рок-н-ролл вживую. И не только его.

А еще после концерта меня интересует, куда исчез наш прославленный ансамбль народного танца «Бахор»? Что с ансамблем «Офарин»? Где наши ценные объекты культурного наследия?

 

Текст: Татьяна Петренко