Автостопщики из Одессы рассказывают о том, как они попали в Узбекистан и делятся своими впечатлениями о нашей стране и Ташкенте.

Путешественники Влада и Лев более 10 лет путешествуют автостопом. За это время они объездили немало стран, среди которых Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Россия, Армения и Грузия.  12 августа они добрались и до Ташкента.

С Владой и Львом мы встретились в  ТЧК — первом коворкинг центре Ташкента — и узнали о том, почему они решили пуститься в столь необычное и в то же время притягательное путешествие.

НАЧАЛО ПУТИ

Лев: В своё время я работал в рекламном агентстве. Не понимал, что делал и зачем жил. Потом стал заниматься йогой, съездил в Индию. И после Индии как-то понял, что можно… можно жить по-другому, можно поступать по-другому, что мир не сомкнулся на твоём городе, на твоей улице.

После этого был период медитации, и мне “пришло”, что я должен путешествовать. Я понял – для этого не нужно денег, для этого нужно только желание.

Влада: Я закончила школу, десять классов. Мои родители сказали, что теперь я должна быть самостоятельной, и я поехала путешествовать автостопом. Меня воодушевила мысль о том, что можно путешествовать, к тому же бесплатно, по всему миру. И вот уже 10 лет я путешествую.

Со Львом мы встретились и познакомились в Севастополе, притом, что мы оба из Одессы. Вот так сложилось. С тех пор мы путешествуем и живем вместе.

Лев: Изначально мы планировали кругосветное путешествие, причем еще в прошлом году. Но так получилось, что в том году мы просто выехали в Армению. Затем уже захотели объехать Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и так далее. Все “станы”, так сказать.

Влада: Мы выехали из Одессы в Петербург, затем – Казань, Самара, Оренбург, потом Казахстан: Актюбинск, Кустанай, Астана, Алматы, далее вокруг Иссык-Куля, мимо Оша в Таджикистан – Памир, Душанбе, Искандеркуль, и вот мы в Ташкенте. Отсюда направимся в Бухару и Самарканд. Потом – Азербайджан, Грузия, Турция.

Лев: Планируем побыть в Ташкенте не больше трех дней – мы знаем, что по закону можно находиться без регистрации три дня, ну вот, пожалуйста, будем “избегать” регистрации (смеется).

Влада: Когда мы едем, мы не знаем, где будем ночевать, где будем питаться и так далее. Есть очень хороший сайт для путешественников – couchsurfing.org, он развит и в Ташкенте. Так вот, мы все через него находим. Мы так и нашли сегодняшний ночлег — хостел «Топчан».  Там уже много кто останавливается – велосипедисты, путешественники. Очень рады, что ночуем не на улице.

ТАШКЕНТ — ГОРОД ФОКУСНИКОВ

Влада: Как только заехали в Узбекистан, первое, что бросилось в глаза – это хорошие дороги и порядок. Может быть, это в контрасте с Таджикистаном. Сразу видно, что очень чисто и везде ухожено.

Лев: Ташкент почему-то сразу напомнил Одессу – наш родной город. Не знаю, что повлияло. То ли трамвайные пути и низенькие домики, то ли маленькие тихие дворики.

До того, как сюда приехать, мы ничего практически не слышали о стране. Вообще мы считаем себя немного “глуповатыми” путешественниками, мы едем в страну и ничего не знаем о ней. Например, о Таджикистане мы знали только то, что после войны там сложилась какая-то напряженная обстановка, и что там есть Душанбе.

Влада: Об Узбекистане знали, что тут есть Самарканд, Бухара, пьют чай и едят хорошие арбузы.

Лев: Кстати, во всех странах мы пробовали арбузы – здесь они действительно хорошие.

Влада: О самом Ташкенте мы тоже знали не много. Знали, что сюда во время войны привозили детей, что это хлебный город.

Лев: Вообще всегда было ощущение, что в Ташкенте хорошая жизнь. Почему-то в моей голове сложилось впечатление, что это чуть ли не рай.

Влада: На самом деле, первое, что мы встретили в городе – уличный фокусник. Он стоял на остановке, показывал всем своё мастерство. Сказал, что его зовут Динамо. Нам очень понравилось. Это напомнило Казань – в Казани много странных людей: они идут мимо тебя – уличные фокусники, художники, может пройти человек и петь оперную партию.

Потом мы узнали, что фокусники здесь – редкое явление. Но мы, въехав в город, первым делом подумали: «Ух ты, Ташкент – это, наверное, город фокусников!».

Лев: С нами часто бывают такие вещи: приезжая куда-то, ты сталкиваешься с чем-то, что захватывает твоё воображение, удивляет тебя и ты говоришь себе: «Это интересно, но, наверное, только мне – для местных же это обычное явление…». Но, как ни странно, потом ты рассказываешь об увиденном кому-то из местных ребят, а они говорят: «Я никогда этого не видел!».

Вот так вот у нас сложилось впечатление, что Ташкент – город фокусников.

В ПОИСКАХ ИНТЕРНЕТА

Влада: В свой первый день пребывания мы пытались найти интернет. Это было очень необходимо, потому что нам надо было связаться с людьми, у которых мы ночуем, и мы поняли, что местный интернет – серьезная проблема. Мы заходили в какие-то кафешки, в некоторых местах нам говорили: «Да, заходите, у нас вай-фай», но, заходя, мы обнаруживали, что он есть, но очень слабый. Потом мы наконец нашли интернет-кафе и успокоились.

Скетчи Льва о Ташкенте

Лев: Говорят, где-то у вас даже сохранился дайал-ап. На самом деле, мы избалованы нормальным интернетом. У нас безлимит стоит 7 долларов в месяц. Видимо, Узбекистан – богатая страна: что- что, а на связь вы, наверное, много тратите (смеется).

Влада: На самом деле интернет нам нужен лишь по работе, и в основном общаться с родными. Если нам нужно позвонить, мы просто подходим к прохожим, пока никто не отказывал, тем более у вас. Очень гостеприимные люди. Все слухи подтверждаются.

ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ

Влада: Наш второй день пребывания в Ташкенте начался с арбуза и прогулки по городу.

В самом начале прогулки первое, что мы увидели – это кришнаиты. Это нас очень удивило. Нам казалось, что Узбекистан – мусульманская страна со строгими законами. Поэтому встретить кришнаитов в этой закрытой, как нам казалось, стране, было очень необычно и непривычно.

Лев: Дальше мы двинулись к старому городу. Покатались на метро. Заинтересовали картины на станции «Космонавты». Кстати, еще одна особенность вашего метро – это милиционеры, которые проверяют рюкзаки. Нигде, никогда в метро у нас не спрашивали паспорт. Поэтому нам это показалось забавным.

Влада: Вообще чувствуется, что в городе очень много милиции. Больше, чем в других городах, которых мы были.

Лев: На Чорсу мы увидели здание, похожее на мечеть, и, войдя внутрь, мы удивились, обнаружив, что это торговый центр. Было неожиданно, что здание выглядит именно так.

Влада: Затем побывали в здании детского творчества. Очень впечатлили детские рисунки. С первого взгляда и не скажешь, что это рисуют дети. Но почему-то в тот день все рисовали лошадей.

Лев: Видимо, это известная узбекская школа рисования лошадей (смеется).

Влада: Также погуляли в Старом городе, через одноэтажные дворики, где из глиняных домиков торчат колоски. Плутая меж тупиков, чуть не заблудились, но, в конце концов, вышли на дорогу. Понравились дома с мозаикой на торце. Очень красиво.

Лев: Периодически нам встречался человечек – изображение старичка, в национальной одежде. Видимо, какой-то национальный герой. Позже нам объяснили, что это самый главный национальный герой – обычный узбекский дедушка (смеется).

Влада: В Одессе таким символом является морячок. Его тоже никак не зовут (смеется).

Вообще, ваши сувениры порадовали гораздо больше, чем одесские. Видно, что они сделаны на более высоком уровне. Все одесские сувениры – это спасательные круги, ракушки и дельфины. И все сделано в Китае. В детстве я сама продавала такие, поэтому знаю, что все из Китая (смеется).

Лев: Про национальную кухню ничего не можем сказать, потому что из местной кухни мы ели только самсу и арбуз.

Влада: Я вегетарианка, и так как самса была только с мясом, я попробовала лишь арбуз и мороженое на Ганге, о котором говорят, что оно тут лучшее в городе (смеется).

Лев: В Ташкенте у нас никаких проблем особо не возникало, за исключением проблем с оплатой карточками. С нами был проводник – Валентин. Мы ничего не могли нормально купить. Нам приходилось долгое время ждать, пока снимут деньги с его онлайн карты. В метро нас попросили подождать аж пятнадцать минут! Но я думаю, что у вас еще все впереди и все наладится.

О ПУТЕШЕСТВИЯХ

Лев: Мы путешествуем потому что считаем – лучше познавать мир своими собственными глазами. Путь – он всегда непредсказуем. Очень интересно послушать истории о крае.

Влада: Во-вторых, это общение. Пока ты едешь из города в город, из страны в страну, ты общаешься с людьми, каждый водитель что-то тебе рассказывает. Очень часто зовут в гости, и ты можешь напрямую узнавать быт людей, чем они живут, их традиции.

Лев: Мы путешествуем налегке. Это два рюкзака. Спальный мешок, палатка, одежда, чтобы переодеться, ноутбук, фотоаппарат, ручки, карандаши. Вот, в принципе, и все. Мы взяли минимум вещей и по пути еще избавляемся от них постепенно. Чем дальше ты едешь – тем меньше вещей у тебя остается.

Влада:  Нам не нужны визы в ряд тех стран, по которым мы путешествуем в данное время, мы просто показываем паспорт и этого достаточно. Единственная трудность возникла в Таджикистане: нас не пускали через границу, и пришлось искать другое место для въезда в страну.

Лев: Мы поняли, что закон, конечно, есть, но у него много граней. На границе нам сказали, что нужен какой-то пропуск и для этого необходимо поехать в Моргов. Там тоже отказали в пропуске и отправили за ним в Душанбе. В Душанбе нас послали в Москву, сказав, что пропуск нужно запросить там.

Мы не знали, что делать, но тут подъезжают какие-то люди на джипе – позже мы узнали, что это тоже путешественники. С ними был майор милиции, который решил вопрос. Мы очень обрадовались, когда эти люди пригласили нас к себе в машину и дальше мы поехали вместе. Больше в течение пути особых проблем не было. Ну а в Узбекистане на границе нам просто сказали: «Добро пожаловать!».

Влада: Проблем с ночевкой практически не возникает. Если нам не удается найти ночлег в городе, мы можем выехать за пределы города и поставить палатку, а можем поставить её прямо в парке. Последний раз мы ночевали в палатке на Иссык-Куле. А вообще, когда у нас нет места, где ночевать, всегда находятся люди, которые зовут нас к себе. Повсюду нам везет и все всегда складывается удачно. Особенно в деревнях – можно легко найти себе ночлег. Достаточно постучаться в любой дом.

О ДЕНЬГАХ

Влада: Конечно, нам элементарно в путешествиях нужно тратиться на ту же еду. Однако мы встречали и таких людей, которые живут совсем без денег и умудряются как-то питаться. Однажды нам встретился человек, который живет на один доллар в неделю. Например, Зак – путешественник из Англии, едет уже 9 месяцев только на велике, собирается добраться до Австралии и только там заработать денег на самолёт и вернуться домой. До возвращения домой решил даже не бриться и не стричься. Так что деньги никогда не были острой проблемой.

Лев: Вообще мы работаем только тогда, когда у нас заканчиваются деньги. Когда-то я работал дизайнером, сейчас я фрилансер, поэтому если у нас возникают финансовые трудности, я беру какой-нибудь заказ. Скажем, визитки или создание логотипа. В Узбекистане, конечно, сложнее быстро открыто найти работу, в отличие от того же Казахстана.

О СОСЕДЯХ

Лев: В каждой стране по-разному говорят о соседях. Например, в России, когда узнали, что дальше мы направляемся в Казахстан, нам говорили: «Вы что, там же одни дикари!», а мы приезжаем в Казахстан и понимаем, что это цивилизованное государство, встречаем очень умных образованных людей…

Влада: …которые, в свою очередь, говорят: «Киргизия? Они же там дикие!». В Киргизии ты встречаешь прекрасных интересных людей, которые тоже считают своим долгом просветить тебя: «Вы с ума сошли? Таджикистан? Вас там убьют!».

Лев: В Таджикистане, кстати, нам говорили, что «Самарканд, Бухара – это все наше, это раньше были наши города, узбеки отобрали их у нас». Поэтому лучше все видеть своими глазами, доходить до всего своей головой. Иначе можно пребывать в каких-то иллюзиях.

Когда я в первый раз приехал из Грузии, друзья очень удивились, что я приехал оттуда живой, что меня не убили. При том, что в Грузии ты чувствуешь себя в абсолютной безопасности. Ты спокойно ходишь по улицам. Сами грузины могут оставить машину открытой и будут уверены, что никто их не отберет.

Влада: Мы знаем, что в вашей стране похожая ситуация с угоном автомобилей: у вас за него “дают” 20 лет – сомневаюсь, что кто-то захочет заниматься этим.

ЦЕЛЬ

Лев: Мы ищем себе место, где нам хотелось бы жить. Потому что наш родной город Одесса нас в этом плане никогда не устраивал. Тем более, когда ты путешествуешь, ты понимаешь, что свободен, можешь ехать куда угодно и выбирать то, что хочешь. Поэтому мы хотим встретить город, в котором нам будет комфортно.

Влада: Мы ищем такое место, в котором захочется остаться. Из городов, которые понравились, могу выделить Казань, Алматы и Памир. Больше всего в этом плане понравился Памир. Нас всегда тянуло к природе.

К тому же у автостопа куча своих плюсов. Главный — это то, что дорога бесплатная (смеется).

Влада: О своих приключениях я веду блог в контакте. Если есть интернет, пополняю его фотографиями.

Лев: Я тоже собираюсь вести свой блог, но фотографии и текст это уже у всех. Во время нашего путешествия я рисую, делаю какие-то зарисовки тех событий, которые с нами произошли. Хочется как-то “соригинальничать”, поэтому мой блог будет состоять исключительно из иллюстраций.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Влада: На самом деле, Узбекистан очень удивил – мы ожидали увидеть нищету и голод, разруху. А, приехав сюда, мы обнаружили чистоту и порядок, аккуратные здания, хорошие, опять-таки, дороги. В Таджикистане совсем не так и в Киргизии тоже.

Лев: Из стереотипов еще есть такой, что узбеки построили кучу всего. Что всю Москву построили узбеки. Мы слышали даже, что Тадж-Махал тоже строили узбеки. Не знаю, насколько это правда.

Рекомендуем подписаться на блог Влады и Льва — там много интересного!

Материал подготовил Ринат Разяпов.

• JARIM

NE PONRAVILIS ONI MNE. CHELOVEK ESLI PUTESHESTVUET TO DOLZHEN PISAT O STRANE A NE TAK NA SHEI SIDET U DOBRYH LYUDEJ. hOCHET EZDIT KUPI BILET I IDI V GOSTINICU. dERVISHI HOT ZNANIE DAVALI OPISYVALI STRANY A ETO INDUSKIJ METOD VIDIOMO PONAGLYADELIS NA 7 İ 6 KOLENO PROKLYATYH VOT I ZAHOTELOS IM HALYAVY. GNAT IH NADO

• Никита

Слова консервативного деревенщины, неудовлетворенного собственной жизнью)

• Гузаля

хм….а мне понравилось))) и кстати зря они у нас не попробовали нашу национальную кухню ))) знала бы сама угостила бы)))